В июне 2009 г. в Санкт-Петербурге будут вспоминать о трагедии, случившейся десять лет назад. На вестибюле станции метро «Сенная площадь» обрушился козырек, придавив спешащих по делам людей. Причиной трагедии назвали строительный брак, просчеты в проектировании станции. Но, думаем, не было в городе человека, не вспомнившего тогда, что возвели ее на «нехорошем» месте: в 20–30 гг. XX в. здесь был ограблен и в 1961 г. взорван величественный собор, носивший название Спаса на Сенной. С богатейшей историей, давший название и Спасскому острову, и Спасской части – дореволюционному району города. В память о нем на Сенной площади в 2003 г. возвели часовню, но еще раньше начались проектные работы по воссозданию уничтоженного храма. Их руководитель обещал в 2001 г., что собор будет восстановлен «в первозданном виде», восстановление его будет «актом покаяния за время богоборчества».
Никаких неразрешимых проблем тогда не видели, но прошло время, и оказалось, что строительство храма на прежнем месте «небезопасно», а сдвигать его в сторону «исторически неправильно». По этим причинам горожанам объявили не так давно (подгадывали к 225-летию со дня кончины устроителя храма С. Яковлева?), что рады бы, но из-за технических условий собор восстанавливать не будут и, следовательно, никакого «акта покаяния» в Петербурге не будет.
Когда решался вопрос о восстановлении храма Христа Спасителя в Москве, тоже, помнится, говорили о технических трудностях и предлагали ограничиться лишь часовней. Но общее стремление к духовному возрождению было так велико, что ни о каких трудностях не хотели и слушать. Приведем еще одну параллель: у Саввы Яковлева, выходца из осташковских мещан, когда он надумал возвести в Петербурге храм, тоже возникло много трудностей, и не только технических. Но, помолившись и приступив к делу, он все их преодолел. Деньгами, купеческой сметкой, природной смышленостью, житейской сноровкой, упорством, настырностью, необоримым желанием довести начатое дело до конца.
В итоге появилось на Сенной, «при дверех» Петербурга (большинство гостей прибывавших в столицу не могли ее миновать) величественное здание церкви с пятью куполами, с трехъярусной колокольней, с выдающейся ценности колоколами, с великолепным иконостасом, с уникальным престолом, украшенным серебряными барельефами...
Возводился храм архитектором Квасовым, но его пропорции, планировка, изящество, с которым был размещен на нем главный купол, заставляют подозревать участие в его строительстве самого Растрелли. До революции храм Спаса на Сенной неоднократно реконструировался. Были соединены его холодная и теплые церкви, его вход украсил многоколонный портик с фронтоном, к нему были возведены новые приделы, что-то еще подновлялось, расширялось и улучшалось, но, главное, все это время храм жил своей полнокровной жизнью. Был петербуржцами посещаем и наполняем. Особой любовью пользовались у них образ Успения Богородицы, с осыпанной жемчугами ризой, образ Тихвинской Божией Матери, иконы «Погребение Спасителя», Прп. Андрея, епископа Критского (в благодарение Господу за избавление от холеры в 1848 г.) и св. благоверного Александра Невского (в память трагической гибели Александра II)...
При церкви существовали богадельня для старых женщин и приют для детей, действовало Общество для вспоможения бедным прихожанам, в приходе храма подвизались и жили блаженная Анна Ложкина, Христа ради юродивая, и странник Александр Крайнев, носивший пудовые вериги. С иконами и росписями Спаса на Сенной связаны имена художников Колокольникова, Пешехонова, Мясоедова. Есть рассказы, что одно время на клиросе церкви пел Суворов, что среди прихожан можно было увидеть Державина, Лескова, Некрасова, Достоевского («поселившего» и многих своих литературных героев вблизи от Сенной).
Принято считать, что Спасо-Сенновский храм был сердцем народного Петербурга – купеческого, мещанского, крестьянского. Этого сердца народного и лишили Петербург пришедшие к власти большевики...