Даже если грузоотправитель знал, что погружает товар в технически неисправный вагон или контейнер, то за утрату, недостачу или порчу товара из-за этой неисправности ответственность несет перевозчик.
Организация (грузоотправитель) доверила железной дороге перевезти товар. По прибытии вагона при комиссионной проверке была выявлена недостача груза и техническая неисправность вагона – люки плотно не закрывались, из-за чего и была утрачена часть груза. Грузоотправитель направил железной дороге претензию с требованием перечислить стоимость недостающего груза. Она отклонила претензию, сославшись на то, что грузоотправитель знал о технической неисправности вагона, но не потребовал его замены, что противоречит ст. 20 Устава железнодорожного транспорта РФ. Спор пришлось решать в суде.
Суд поддержал грузоотправителя по следующим причинам.
В соответствии со ст. 95 и 96 Устава перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата или недостача груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить либо устранить по независящим от него причинам. Однако в силу ст. 20 Устава техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров определяет именно перевозчик. В пункте 13 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации”» сказано, что погрузка грузоотправителем грузов в поданные перевозчиком технически неисправные вагоны или контейнеры не освобождает последнего от ответственности за несохранность груза. Поэтому, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона или контейнера, ответственность несет перевозчик. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, только когда докажет, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые он предотвратить не мог и устранение которых от него не зависело, либо представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
Грузоотправитель же (если сам производит погрузку) согласно ст. 20 Устава определяет пригодность вагонов и контейнеров только в коммерческом отношении для перевозки конкретных грузов (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке).
В пункте 15 указанного постановления ВАС РФ отмечено, что если при перевозке произошла утрата, недостача, повреждение (порча) груза вследствие того, что он был погружен грузоотправителем в коммерческом отношении непригодный вагон или контейнер, от погрузки в который грузоотправитель не отказался, то перевозчик освобождается от ответственности за несохранность такого груза. Ответственность лежит на грузоотправителе.
Таким образом, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик, а коммерческую пригодность вагонов для перевозки конкретного груза – грузоотправитель. Однако эта грань порой трудноуловима, поэтому грузоотправителю при малейших подозрениях на техническую неисправность вагона или контейнера лучше не рисковать, а обратиться к перевозчику. И только имея на руках его ответ, можно продолжать погрузку.
(Постановление ФАС
Северо-Кавказского округа
от 17.04.2009
№ А53-12750/2008-С3-12)