Каждому руководителю для оценки состояния дел в бизнесе и динамики изменений необходимо иметь оперативную информацию. На примере малого предприятия, оказывающего услуги, рассмотрим, как можно подготовить ее для принятия решений о доходности продуктов (услуг) и управлять ею.
Программа услуг
Вначале группируем программу услуг таким образом, чтобы по динамике выполнения плана понимать, как развивается рынок, как изменяется спрос клиентов, и т.д. Аналитические данные о программе услуг по направлениям деятельности и по заказчикам приведены в табл. 1.
Таблица 1
Программа работ и услуг по направлениям деятельности и заказчикам
Наименование |
Бизнес-план, тыс. руб. |
Январь |
I квартал | ||||
бизнес-план, тыс. руб. |
факт (тыс. руб.) |
% |
план (тыс. руб.) |
факт (тыс. руб.) |
% | ||
Клиент А | |||||||
Услуга 1 |
11 500 |
100 |
105 |
105 |
300 |
315 |
105 |
Услуга 2 |
12 100 |
130 |
115 |
88 |
390 |
375 |
96 |
Услуга 3 |
13 200 |
110 |
95 |
86 |
330 |
345 |
105 |
Итого по клиенту А |
36 800 |
340 |
315 |
93 |
3015 |
3060 |
101 |
Клиент Б | |||||||
... | |||||||
Итого по клиенту Б |
28 900 |
1020 |
1009 |
99 |
3060 |
2280 |
75 |
Клиент С | |||||||
... | |||||||
Итого по клиенту С |
38 200 |
1021 |
1025 |
100 |
3063 |
3042 |
99 |
ВСЕГО ПО КЛИЕНТАМ |
103 900 |
2381 |
2349 |
99 |
9138 |
8382 |
92 |
Услуга 1 |
34 500 |
340 |
350 |
103 |
3015 |
3020 |
100 |
Услуга 2 |
36 450 |
1010 |
980 |
97 |
3060 |
2800 |
92 |
Услуга 3 |
32 950 |
1031 |
1019 |
99 |
3063 |
2562 |
84 |
ВСЕГО ПО УСЛУГАМ |
103 900 |
2381 |
2349 |
99 |
9138 |
8382 |
92 |
В графе 3 приведены данные бизнес-плана, который представляет собой видение перспектив развития бизнеса на год. Затем при составлении текущего плана на месяц и квартал эти данные корректируются с учетом изменившейся ситуации.
Фактически компания выполнила план за январь в целом на 99%, а за I квартал – на 92% (табл. 1). Выполнение плана по каждому клиенту и по услугам складывалось по-разному.
Например, по клиенту А в январе объем оказываемых услуг снизился на 7%, а в целом по
I кварталу выполнение составило 101%.
Объем работ по услуге 2 в январе снизился на 12% (выполнение 88%), а по кварталу снижение составило 4% (выполнение 96%). Самое значительное снижение объема работ по услуге 3 произошло в январе, а по итогам квартала план работ по услуге 3 выполнен на 105%.
Объем работ по клиенту Б в январе выполнен на 99%, а по итогам квартала произошло падение на 25%. По клиенту С объем работ в целом по кварталу снизился всего на 1%.
В нижней части таблицы приведены данные о выполнении объемов работ по услугам в целом. И хотя снижение объемов работ в компании произошло на 8%, по услуге 3 падение составило 16%.
Полученные данные о выполнении запланированных объемов работ нужно детально анализировать по каждому клиенту и по каждой услуге и выявлять причины отклонений от плана. Конкретная информация помогает корректировать планы на следующие месяцы и квартал с учетом изменившейся ситуации на рынке.
Для понимания полной картины важно правильно структурировать услуги по направлениям, клиентам, рынкам и т.д. Тогда станет понятно, какие услуги сегодня рынку не нужны, а какие стоит развивать. Если в обсуждении такой информации принимают участие специалисты компании, они начинают участвовать в процессе формирования ее будущего.
Доходы и затраты – краеугольный камень бизнеса
Надо понимать, какие доходы приносят отдельные услуги и клиенты, что более доходно, что менее. Да, сегодня нужно экономить, и важна комбинаторика экономики предприятия и внешних факторов. Проводить мониторинг ситуации с доходами и затратами надо еженедельно. Для оценки доходов и затрат по отдельным услугам для различных клиентов полезными будут аналитические данные, приведенные в табл. 2.
Таблица 2
Доходность и себестоимость (условные) услуг по их видам за январь
Наименование |
Услуга 1, руб. |
Всего по видам услуг, тыс. руб. | |||||||
клиент А |
клиент Б |
клиент С | |||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
% | |
Объем оказанных услуг (выручка) |
100 |
105 |
110 |
109 |
120 |
121 |
3046 |
3053 |
100 |
Количество услуг, шт. |
3 |
4 |
5 |
4 |
8 |
9 |
125 |
124 |
99 |
Стоимость услуги |
33,3 |
26,3 |
22,0 |
27,3 |
15,0 |
13,4 | |||
Затраты прямые | |||||||||
Материалы и компоненты |
40 |
45 |
40 |
40 |
40 |
41 |
960 |
975 |
102 |
Электроэнергия и топливо |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
120 |
125 |
104 |
Транспортные расходы |
7 |
7 |
7 |
8 |
7 |
7 |
168 |
168 |
100 |
Оплата труда прямая с налогами |
30 |
33 |
40 |
38 |
40 |
42 |
830 |
800 |
96 |
Амортизация |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
24 |
24 |
100 |
Итого прямые затраты |
83 |
91 |
93 |
92 |
93 |
96 |
2102 |
2092 |
99,5 |
Сумма покрытия I (выручка – прямые затраты) |
17 |
14 |
17 |
17 |
27 |
25 |
944 |
961 |
102 |
Сумма покрытия I : выручка, % |
17 |
13 |
15 |
16 |
23 |
21 |
31 |
31 | |
Доля переменных затрат в выручке, % |
83 |
87 |
85 |
84 |
78 |
79 |
69 |
69 | |
Сумма покрытия I одной услуги |
5,7 |
3,5 |
3,4 |
4,3 |
3,4 |
2,8 | |||
Доля СП I по клиентам в доходе компании
|
1,8 |
1,5 |
1,8 |
1,8 |
2,9 |
2,6 |
100 |
100 | |
Расходы на содержание компании (НР*) | |||||||||
Управленческие расходы |
328 |
388 |
118 | ||||||
в том числе оплата труда |
180 |
211 |
117 | ||||||
АХР |
200 |
250 |
125 | ||||||
Коммерческие расходы |
152 |
189 |
124 | ||||||
Итого расходы на содержание фирмы |
680 |
827 |
122 | ||||||
Прибыль |
264 |
134 |
51 | ||||||
Рентабельность (прибыль : выручка), % |
9 |
4 |
-5 |
* НР – накладные расходы.
Чтобы оперативно реагировать на отклонения, подобная информация готовится ежемесячно, по возможности – еженедельно.
Из табл. 2 следует, что доходность одной и той же услуги для разных клиентов различна. Компании выгоднее работать с клиентом С. Но это не означает, что нужно отказываться от других клиентов. Необходима полная и всесторонняя информация.
Справа в табл. 2 приведены сведения о доходах и затратах по всем видам услуг для трех клиентов и расходы на содержание фирмы. Для аналитических и управленческих целей распределять расходы на содержание фирмы между продуктами нет необходимости. По сути, в правой части таблицы приведена экономическая модель фирмы (доходы и затраты). Данные по расходам на содержание фирмы попадают в табл. 2 из бюджета управленческих, административно-хозяйственных и коммерческих расходов, который приведен в свернутом виде в табл. 3.
Таблица 3
Бюджет управленческих, административно-хозяйственных и коммерческих расходов, тыс. руб.
Статьи расходов |
Январь | |||
план |
факт |
отклонения |
причины | |
Раздел I. Управленческие расходы |
328 |
388 |
59 | |
в том числе оплата труда + ЕСН + страхование |
180 |
211 |
30 | |
Раздел II.Административно-хозяйственные расходы |
200 |
250 |
50 | |
Раздел III. Коммерческие расходы |
152 |
189 |
37 | |
в том числе оплата труда + ЕСН + страхование |
6 |
7 |
1 | |
ИТОГО: разделы I + II + III |
680 |
827 |
146 |
По результатам работы за январь видно, что прибыль компании снизилась на 49%, а рентабельность услуг в целом упала с 9 до 4% (табл. 2). Главное, на что нужно обратить здесь внимание, – темпы роста сумм покрытия I (2%) и накладных расходов (22%). Может ли компания позволить их себе?
Для оценки сложившейся ситуации нужно сравнить доли переменных затрат и маржинального дохода, а также величины маржинального дохода на услугу по каждому клиенту. Эти два стратегических показателя используют для управления программой услуг, по ним судят о перспективности и конкурентоспособности услуг или целесообразности работы с тем или иным клиентом.
Получив такие данные, прежде всего нужно выяснить, почему сложились именно такие величины сумм покрытия I услуги и можно ли их увеличить.
Доходность услуги зависит в основном от двух составляющих – затрат и цены. В этом случае нужно рассмотреть возможность использования более дешевого сырья или более дешевых поставщиков. Главный резерв – в повышении производительности труда, энергосберегающих технологиях, системе оплаты труда. В процессе переговоров о цене важно добиваться ее величины, выгодной для компании.
Доля сумм покрытия I каждого из продуктов покажет, какой вклад в общий доход предприятия он вносит. На основании этих трех показателей можно увидеть, какие услуги выгодны компании. Структура затрат продемонстрирует, эффективна ли технология их оказания и что в ней можно изменить.
Последний шаг в работе с доходами и затратами – управленческие расходы (табл. 3). Знание их структуры и направлений расходования средств поможет понять, где скрыты резервы, от каких расходов можно отказаться, и регулярно мониторить затраты.
Результативность
Для начала вполне достаточно детально разобраться с информацией, приведенной в табл. 1, 2 и 3. Это, конечно, потребует времени, но раскроет реальное положение дел, поможет понять и измерить в конкретных цифрах, насколько:
- эффективно организована работа сейчас;
- можно повысить эффективность существующего бизнеса (конкурентное преимущество и доходность).
Наблюдая с помощью цифр за снижением объемов оказываемых услуг, невольно задумаешься над обновлением бизнеса, новыми идеями. Так как потенциал доходности программы услуг с течением времени снижается, нужно изучать возможности изменения развития новых областей бизнеса, новых технологий.
Кризис проводит свою созидательную работу: приходится приспосабливаться, менять стратегию развития. Не имея информации, трудно «перезагрузить» систему, понять, от каких расходов отказаться, во что увеличить инвестиции времени, усилий, финансов.
Успех «перезагрузки» будет зависеть от понимания, в каком направлении двигаться, какие продукты и услуги, умения и навыки предложить на рынок, а также от понимания приоритетов и способностей обновить бизнес.
Затем необходимо использовать информацию для проведения еженедельного контроллинга услуг по клиентам, отслеживать продажи по рынкам (объемы и цены) и их доходность.
Со временем будет накапливаться статистика происходящих на рынках изменений, что позволит составлять реально достигаемые планы, разрабатывать различные варианты стратегий. На пустом месте выбора не сделаешь. Аналитика позволяет быть конструктивным, особенно в кризисе, организует работу.
Главное сегодня – не выжидать, а делать выбор, принимать решения на основании подготовленной информации. Выбор – это фактор, который влияет и меняет результат. Он станет приемлемым, если аналитическая работа будет не разовым мероприятием (попробовали, возникли трудности, бросили), а приобретет системный характер последовательных действий с привлечением специалистов предприятия. А принятые решения сегодня формируют опыт.