Российский рынок игрушек в докризисный период был одним из наиболее динамично развивающихся. При этом спрос на игрушки менялся у потребителей в сторону более качественного сегмента. Не случайно российские товаропроизводители активно модернизировали свои производства.
Наступивший кризис существенно притормозил данные процессы.
На российском рынке «детских забав» можно условно выделить семь сегментов. По данным ИТКОРа, в общем объеме продаж доли игрушек в стоимостном выражении следующие:
1) мягкая игрушка – 31%;
2) игрушечная техника – 25%;
3) развивающие игры и конструкторы – 15%;
4) куклы и сопутствующие им товары – 14%;
5) компьютерные игры и приставки – 8%;
6) игрушки для самых маленьких – 4%;
7) прочие игрушки – 3%.
Рынок игрушек стал одним из тех товарных рынков, на которые кризис оказал существенное влияние. Отмечается значительное сокращение объемов покупок. Это связано прежде всего с тем, что потребители практически перестали приобретать игрушки спонтанно или беспричинно. Вместе с тем покупка игрушек «по капризам ребенка» никуда не денется, а уж об отказе в подарке на день рождения или другие праздники любимому чаду и речи быть не может.
Как показывают проведенные ИТКОРом исследования, в структуре российского игрушечного товарооборота Китай занимает наибольшую долю (в разных сегментах от 36 до 66%). Россия пока не уступает лидерских позиций в сегменте «развивающие игры и конструкторы» (35%). Игрушки германского и датского производства – это прежде всего куклы и сопутствующие им товары, а также развивающие игры и конструкторы. Доля Германии здесь доходит до 14%, а Дании – до 10%.
Несмотря на кризис, рынок игрушек будет жить всегда. Те российские компании, которые ориентируются на перспективу, начинают производить более качественную продукцию. Они инвестируют средства в более сложное производство и со временем смогут составить серьезную конкуренцию зарубежным игрушечным гигантам. Сохранить устойчивое положение российским игрокам на этом рынке сегодня помогут также меры по повышению эффективности торговли игрушками, учитывающие специфику данного товарного рынка. Еще в докризисный период в крупных городах стали появляться специализированные сети магазинов игрушек. Развитие этой стратегии, по мнению экспертов ИТКОРа, способно обеспечить стабильный покупательский спрос.
Исследования других товарных рынков
на сайте www. itkor. ru