Просим разъяснить порядок проведения выездных налоговых проверок кредитных учреждений и банков по вопросу своевременности исполнения ими платежных (инкассовых) поручений на перечисление налогов и сборов.
М.А. Лобазанов,
Махачкала
В статье 31 НК РФ установлены права налоговых органов, в том числе право проведения налоговых проверок в порядке, установленном Кодексом.
Законом РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право контролировать выполнение кредитными организациями закрепленных НК РФ обязанностей в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России. Налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для проведения такого контроля.
Налоговый кодекс РФ и иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не предусматривают право налоговых органов на включение в предмет выездной налоговой проверки кредитной организации вопросов соблюдения ст. 60, 76 и 86 НК РФ. В силу ст. 87–89 НК РФ налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Проверка деятельности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может осуществляться другими методами, определенными этим законодательством.
Таким образом, налоговые органы не могут проводить выездные налоговые проверки кредитных учреждений и банков по вопросу своевременности исполнения ими платежных (инкассовых) поручений на перечисление налогов и сборов. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, указанной в постановлении от 02.10.2007 № 1176/07, а также материалам арбитражной практики (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.02.2008 № А33-17573/06-Ф02-48/08, от 24.06.2008 по делу № А65-102/2008-СА2-8, ФАС Поволжского округа от 01.02.2008 по делу № А65-28098/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2007 № Ф08-7822/07-2931А).