При регистрации юридических лиц важно собрать полный пакет документов. Они должны быть оформлены так, чтобы налоговикам не к чему было бы придраться. Но что именно могут проверять налоговики?
1. Проведение правовой экспертизы документов, представленных для регистрации юридического лица, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено. Такой вывод сделал ФАС Московского округа в постановлении от 27.04.2009 № КГА40/289709.
Новая компания, организованная и зарегистрированная надлежащим образом, начала работать. Но неожиданно возникли проблемы.
В порядке ведомственного контроля вышестоящая налоговая инспекция провела проверку в инспекции, зарегистрировавшей данную компанию.
В ходе проверки выяснилось, что в представленных на регистрацию компании заявлении и учредительных документах, по мнению проверяющей инспекции, содержится недостоверная информация об учредителе и генеральном директоре общества.
Кроме того, в ходе проверки регистрационных документов налоговая инспекция пришла к выводу, что в них отсутствует волеизъявление лица, указанного в учредительных документах в качестве генерального директора, на создание компании. Это послужило основанием для обращения проверяющей инспекции в суд с требованием о признании незаконной государственной регистрации компании.
Но арбитражный суд отказал, заявив, что у налогового органа отсутствует право обращаться в суд с заявлением в защиту частных интересов (то есть интересов лица, названного в качестве генерального директора) и оспаривать законность решения другого налогового органа.
Суд также отметил, что проведение правовой экспертизы документов, представленных регистрирующему органу, Законом о госрегистрации не предусмотрено.
В соответствии со ст. 9 и 12 Закона о госрегистрации государственная регистрация создания юридического лица носит заявительный характер и проводится регистрирующим органом на основании представленных документов. Компания представила на государственную регистрацию своего создания полный комплект документов, заверенных надлежащим образом, в силу чего у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации общества, заключил суд.
2. Заявление на регистрацию изменений в сведениях о юридическом лице, в котором заполнены поля, не подлежащие заполнению, считается не соответствующим установленной форме. Это приравнивается к отсутствию такого документа и служит основанием для отказа в государственной регистрации. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 28.04.2009 № КГА40/324309 по делу № А4051466/0821478.
ЗАО обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о себе, не связанных с изменениями в учредительных документах.
Но налоговики отказали в регистрации: в представленном заявлении (по форме № Р14001[1]) были заполнены п. 3.3 и 3.4 на странице 02 (сведения об участниках юридического лица), а также листы «Г» и «Д», в то время как данные пункты заполняются при внесении изменений в сведения об участниках только обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, товариществами или жилищными накопительными кооперативами, к которым заявитель не относится. Заполнение данных пунктов и листов иными организациями, в том числе акционерным обществом, не предусмотрено формой и Методическими рекомендациями по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ309/16@.
АО отправилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа. Общество ссылалось на то, что нормативными актами не запрещено заполнение указанных пунктов заявления акционерными обществами в случае возникновения у них такой необходимости.
Кроме того, общество указывало, что закрытый перечень оснований отказа в регистрационных действиях зафиксирован в ст. 23 Закона о госрегистрации. Такими основаниями являются:
представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
непредставление определенных настоящим федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В данном случае АО обратилось в надлежащую налоговую инспекцию. Все необходимые документы и заявление, хотя и оформленное с ошибками, представлены. Значит, посчитало общество, отказать в регистрации налоговый орган не вправе.
Но суд поддержал налоговую инспекцию: представленное заявление не соответствует установленной форме, что приравнивается к отсутствию такого документа. Поскольку документ отсутствует, на основании упомянутой ст. 23 в госрегистрации следует отказать.
Таким образом, в деле регистрации юридических лиц или изменений в сведениях о них в ЕГРЮЛ главное — соблюсти формальности. Суть и содержание налоговые органы проверять не вправе.
[1] Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
[1] Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».