Динамичный рост торговой отрасли последние годы позволил ей занять одну из лидирующих позиций среди других секторов экономики. Однако в условиях кризиса развитию торговли мешает отсутствие четкого и прозрачного государственного регулирования.
В структуре валового внутреннего продукта доля торговли сейчас составляет свыше 20%. Немало средств отдают торговые предприятия в государственный бюджет. Здесь они занимают второе (после промышленности) место и обеспечивают 9,4% поступлений в государственную казну (751,4 млрд руб. по итогам 2008 г.).
Однако с II квартала 2008 г. динамика продаж стала замедляться. Еще в январе нынешнего года розничная торговля демонстрировала положительную динамику — 3,4%. Но уже в феврале падение доходов населения и рост цен сказались на объемах продаж, оборот розницы упал на 2,4% к февралю 2008 г. По итогам первых четырех месяцев 2009 г. оборот розничной торговли снизился на 2,2% и составил 4,4 трлн руб.
Главным фактором при выборе места приобретения товаров для населения становится цена. Изза этого все большее развитие получают такие форматы торговли, как сетевые гипермаркеты и дискаунтеры, обеспечивающие товары по доступным ценам.
Вместе с тем углубляются противоречия между представителями различных отраслей, которые являются участниками потребительского рынка, — производителями, переработчиками, упаковщиками и торговлей, особенно сетевыми компаниями.
Недавняя проверка, проведенная Федеральной антимонопольной службой, показала, что практически во всех договорах поставки, заключаемых между производителями и сетями, присутствуют требования, реализация которых ограничивает конкуренцию и создает дискриминационные условия доступа на прилавок.
Дискриминация закладывается в договоры большинства поставщиков независимо от их размеров и уровня бренда (локальный, транснациональный). Причем инструментарий, используемый торговыми сетями с целью получения дополнительной прибыли от поставщиков, носит универсальный характер.
Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции, — финансовый и административный.
В результате формируется значительный объем платежей поставщиков в пользу торговых сетей, которые производители вынуждены закладывать в цену товара либо компенсировать из собственной прибыли. По различным группам товаров дополнительные выплаты составляют в среднем от 5 до 40% (см. таблицу).
Таблица
Размеры выплат поставщиков в пользу торговых сетей в 2008 г. (бонусы, штрафы, маркетинговые выплаты)
Наименование производственной компании | ||
Розничная сеть |
Вид поставляемой
|
Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей (% в объеме поставки в 2008 г.) |
ООО «Хлебный дом» | ||
«Дикси» |
Хлебобулочные изделия |
25,6 |
ОАО «Каравай» | ||
«Дикси» |
Хлебобулочные изделия |
22 |
«Пятерочка» |
Хлебобулочные изделия |
27 |
ООО «Главпродуктторг» | ||
«Пятерочка» |
Мясо, колбасы |
57,5 |
ООО «Мясные деликатесы» | ||
«Пятерочка» |
Мясо, колбасы |
17 |
«Карусель» |
Мясо, колбасы |
16,5 |
«О’кей» |
Мясо, колбасы |
13,5 |
ООО «Мегаполис» | ||
«Карусель» |
Мясо, колбасы |
17,9 |
«О’кей» |
Мясо, колбасы |
14,2 |
ООО «Мира Торг» | ||
«Пятерочка» |
Рыба |
16,8 |
«Лента» |
Рыба |
18,2 |
ООО «Вега» | ||
«Пятерочка» |
Бакалея |
22,75 |
«Карусель» |
Бакалея |
22,8 |
«О’кей» |
Бакалея |
12,3 |
«Лента» |
Бакалея |
16 |
ООО «Компания «Октава» | ||
«О’кей» |
Бакалея |
40,4 |
ЗАО «Внешнеторговая фирма «Фудлайн» | ||
«Пятерочка» |
Бакалея |
17 |
«Лента» |
Бакалея |
30,7 |
ООО «БОНСЕРВИС Плюс» | ||
«О’кей» |
Бакалея |
20,2 |
ООО «ЮниМилк» | ||
«Пятерочка» |
Молоко |
12 |
«Карусель» |
Молоко |
16 |
ОАО «Лебедянский» | ||
«Пятерочка» |
Соки, напитки |
24,5 |
«Карусель» |
Соки, напитки |
32 |
«Лента» |
Соки, напитки |
14 |
ООО «КокаКола ЭйчБиСи Евразия» | ||
«Карусель» |
Соки, напитки |
22 |
«Лента» |
Соки, напитки |
30,3 |
«О’кей» |
Соки, напитки |
25 |
ИСТОЧНИК: ФАС РОСССИИ
Сами ритейлеры настаивают, что многочисленные выплаты, которые они закрепляют в договорах с поставщиками, — вынужденная мера. Она дает им возможность снижать цены для граждан. А сокращать расходы нужно производителям продукции за счет повышения эффективности своей работы.
Государство пытается регулировать отношения участников потребительского рынка, но делает это не спеша. Закон о торговле начинало писать еще три года назад Минэкономразвития, а после переброски профильного департамента в Минпромторг благим делом занялось это ведомство.
На выходе получился очень обтекаемый документ, который Минпромторг уже представил на рассмотрение в правительство. Затем его направят в Госдуму, которая может принять новый закон на осенней сессии.
Перечень методов государственного регулирования торговли, определенный в проекте, состоит из семи пунктов, прописанных в весьма общей форме.
Причем требования к организации и осуществлению торговой деятельности в проекте закона конкретизируются применительно к отношениям органов власти и торговых предприятий.
Самый острый вопрос — об отношениях производителей и торговых компаний — остался за рамками закона. На практике это приведет к решению споров, возникающих между участниками потребительского рынка, самими чиновниками.
Аналогичная судьба постигла еще одну сложнейшую проблему — установление максимальной торговой наценки торговыми компаниями. В тексте законопроекта об этой теме — ни слова.
Государственное регулирование торговли сегодня очень актуально, от него зависят не только многие экономические, но и социальные проблемы, включая цены, по которым население будет покупать товары в магазинах. Поэтому федеральный закон о торговле должен включать в себя нормы прямого действия, которые четко и ясно определят права и обязанности самих торговых предприятий, их взаимоотношения с производителями.
Например, можно включить в проект закона норму, предусматривающую исключение из договоров поставки дискриминационных условий. Ведь они уже определены и систематизированы ФАС в процессе проверки сетевых компаний. А торговые предприятия могли бы добиваться снижения цен производителей за счет проведения открытых конкурсов, а не навязывания поставщикам дополнительных выплат.
Существует и позитивный опыт госрегулирования цен в других отраслях в нашей стране и в зарубежной торговле. Его тоже можно учесть в проекте закона.
Отсутствие же норм прямого действия в законе о торговле приведет к тому, что коммерсанты и поставщики так и будут тянуть на себя одеяло прибыли, а платить за их споры в любом случае придется покупателям.
Типичные для сетей условия договоров, обеспечивающие дополнительные выплаты и сборы с поставщиков в пользу торговли
Административные
-
право покупателя возвращать поставщику товар, в том числе нереализованный;
-
возможность манипулирования форматом поставки;
-
заключение рамочных соглашений с сохранением угрозы отказа или уменьшения объема поставки товара.
Финансовые
-
обязательное возмездное проведение производителем промоакций и других маркетинговых услуг в сети;
-
обязательства поставщиков по гарантиям минимального маржинального дохода для сетей;
- дискриминационная бонусная политика, в том числе взимание дополнительных плат за открытие новых магазинов сети, плат за расширение товарного ассортимента и пр.
Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
-
установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
-
антимонопольного регулирования;
-
лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров;
-
технического регулирования;
-
применения мер экономического характера, способствующих развитию торговой деятельности (выделения инвестиций, предоставления налоговых льгот, предоставления кредитов на льготных условиях и др.);
-
информационного обеспечения в области торговой деятельности;
-
государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере торговли.
ИСТОЧНИК: ЗАКОНОПРОЕКТ МИНПРОМТОРГА
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Олег Сазанов, директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ
Регулирование цен — вопрос дискуссионный. Невозможно регулировать цены только в торговых сетях, нужно определиться, как их регулировать при необходимости по всей цепочке — в производстве, переработке и торговле.
Владимир Малышков, министр Правительства Москвы
Очень интересный опыт государственного регулирования величины торговой наценки я лично наблюдал в Греции. Там существует перечень из 12 важнейших товаров, которые обязательно должны присутствовать в любом магазине, причем их цена не должна превышать определенный уровень. К такому положению привыкли
все — и производители, и торговля. И это не вызывает никаких нареканий с их стороны.