Туманное регулирование

| статьи | печать

Динамичный рост торговой отрасли последние годы позволил ей занять одну из лидирующих позиций среди других секторов экономики. Однако в условиях кризиса развитию торговли мешает отсутствие четкого и прозрачного государственного регулирования.

В структуре валового внутреннего продукта доля торговли сейчас составляет свыше 20%. Немало средств отдают торговые предприятия в государственный бюджет. Здесь они занимают второе (после промышленности) место и обеспечивают 9,4% поступлений в государственную казну (751,4 млрд руб. по итогам 2008 г.).

Однако с II квартала 2008 г. динамика продаж стала замедляться. Еще в январе нынешнего года розничная торговля демонстрировала положительную динамику — 3,4%. Но уже в феврале падение доходов населения и рост цен сказались на объемах продаж, оборот розницы упал на 2,4% к февралю 2008 г. По итогам первых четырех месяцев 2009 г. оборот розничной торговли снизился на 2,2% и составил 4,4 трлн руб.

Главным фактором при выборе места приобретения товаров для населения становится цена. Из­за этого все большее развитие получают такие форматы торговли, как сетевые гипермаркеты и дискаунтеры, обеспечивающие товары по доступным ценам.

Вместе с тем углубляются противоречия между представителями различных отраслей, которые являются участниками потребительского рынка, — производителями, переработчиками, упаковщиками и торговлей, особенно сетевыми компаниями.

Недавняя проверка, проведенная Федеральной антимонопольной службой, показала, что практически во всех договорах поставки, заключаемых между производителями и сетями, присутствуют требования, реализация которых ограничивает конкуренцию и создает дискриминационные условия доступа на прилавок.

Дискриминация закладывается в договоры большинства поставщиков независимо от их размеров и уровня бренда (локальный, транснациональный). Причем инструментарий, используемый торговыми сетями с целью получения дополнительной прибыли от поставщиков, носит универсальный характер.

Все сети во взаимоотношениях с поставщиками товаров используют два механизма воздействия, способных повлиять на уровень конкуренции, — финансовый и административный.

В результате формируется значительный объем платежей поставщиков в пользу торговых сетей, которые производители вынуждены закладывать в цену товара либо компенсировать из собственной прибыли. По различным группам товаров дополнительные выплаты составляют в среднем от 5 до 40% (см. таблицу).

Таблица

Размеры выплат поставщиков в пользу торговых сетей в 2008 г. (бонусы, штрафы, маркетинговые выплаты)

Наименование производственной компании

Розничная сеть

Вид поставляемой
продукции

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей (% в объеме поставки в 2008 г.)

ООО «Хлебный дом»

«Дикси»

Хлебобулочные изделия

25,6

ОАО «Каравай»

«Дикси»

Хлебобулочные изделия

22

«Пятерочка»

Хлебобулочные изделия

27

ООО «Главпродуктторг»

«Пятерочка»

Мясо, колбасы

57,5

ООО «Мясные деликатесы»

«Пятерочка»

Мясо, колбасы

17

«Карусель»

Мясо, колбасы

16,5

«О’кей»

Мясо, колбасы

13,5

ООО «Мегаполис»

«Карусель»

Мясо, колбасы

17,9

«О’кей»

Мясо, колбасы

14,2

ООО «Мира Торг»

«Пятерочка»

Рыба

16,8

«Лента»

Рыба

18,2

ООО «Вега»

«Пятерочка»

Бакалея

22,75

«Карусель»

Бакалея

22,8

«О’кей»

Бакалея

12,3

«Лента»

Бакалея

16

ООО «Компания «Октава»

«О’кей»

Бакалея

40,4

ЗАО «Внешнеторговая фирма «Фудлайн»

«Пятерочка»

Бакалея

17

«Лента»

Бакалея

30,7

ООО «БОНСЕРВИС Плюс»

«О’кей»

Бакалея

20,2

ООО «ЮниМилк»

«Пятерочка»

Молоко

12

«Карусель»

Молоко

16

ОАО «Лебедянский»

«Пятерочка»

Соки, напитки

24,5

«Карусель»

Соки, напитки

32

«Лента»

Соки, напитки

14

ООО «Кока­Кола ЭйчБиСи Евразия»

«Карусель»

Соки, напитки

22

«Лента»

Соки, напитки

30,3

«О’кей»

Соки, напитки

25

ИСТОЧНИК: ФАС РОСССИИ

Сами ритейлеры настаивают, что многочисленные выплаты, которые они закрепляют в договорах с поставщиками, — вынужденная мера. Она дает им возможность снижать цены для граждан. А сокращать расходы нужно производителям продукции за счет повышения эффективности своей работы.

Государство пытается регулировать отношения участников потребительского рынка, но делает это не спеша. Закон о торговле начинало писать еще три года назад Минэкономразвития, а после переброски профильного департамента в Минпромторг благим делом занялось это ведомство.

На выходе получился очень обтекаемый документ, который Минпромторг уже представил на рассмотрение в правительство. Затем его направят в Госдуму, которая может принять новый закон на осенней сессии.

Перечень методов государственного регулирования торговли, определенный в проекте, состоит из семи пунктов, прописанных в весьма общей форме.

Причем требования к организации и осуществлению торговой деятельности в проекте закона конкретизируются применительно к отношениям органов власти и торговых предприятий.

Самый острый вопрос — об отношениях производителей и торговых компаний — остался за рамками закона. На практике это приведет к решению споров, возникающих между участниками потребительского рынка, самими чиновниками.

Аналогичная судьба постигла еще одну сложнейшую проблему — установление максимальной торговой наценки торговыми компаниями. В тексте законопроекта об этой теме — ни слова.

Государственное регулирование торговли сегодня очень актуально, от него зависят не только многие экономические, но и социальные проблемы, включая цены, по которым население будет покупать товары в магазинах. Поэтому федеральный закон о торговле должен включать в себя нормы прямого действия, которые четко и ясно определят права и обязанности самих торговых предприятий, их взаимоотношения с производителями.

Например, можно включить в проект закона норму, пре­дусматривающую исключение из договоров поставки дискриминационных условий. Ведь они уже определены и систематизированы ФАС в процессе проверки сетевых компаний. А торговые предприятия могли бы добиваться снижения цен производителей за счет проведения открытых конкурсов, а не навязывания поставщикам дополнительных выплат.

Существует и позитивный опыт госрегулирования цен в других отраслях в нашей стране и в зарубежной торговле. Его тоже можно учесть в проекте закона.

Отсутствие же норм прямого действия в законе о торговле приведет к тому, что коммерсанты и поставщики так и будут тянуть на себя одеяло прибыли, а платить за их споры в любом случае придется покупателям.

Типичные для сетей условия договоров, обеспечивающие дополнительные выплаты и сборы с поставщиков в пользу торговли

Административные

  • право покупателя возвращать поставщику товар, в том числе нереализованный;
  • возможность манипулирования форматом поставки;
  • заключение рамочных соглашений с сохранением угрозы отказа или уменьшения объема поставки товара.

Финансовые

  • обязательное возмездное проведение производителем промоакций и других маркетинговых услуг в сети;
  • обязательства поставщиков по гарантиям минимального маржинального дохода для сетей;
  • дискриминационная бонусная политика, в том числе взимание дополнительных плат за открытие новых магазинов сети, плат за расширение товарного ассортимента и пр.

Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

  • установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
  • антимонопольного регулирования;
  • лицензирования торговой деятельности по продаже отдельных видов товаров;
  • технического регулирования;
  • применения мер экономического характера, способствующих развитию торговой деятельности (выделения инвестиций, предоставления налоговых льгот, предоставления кредитов на льготных условиях и др.);
  • информационного обеспечения в области торговой деятельности;
  • государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере торговли.

ИСТОЧНИК: ЗАКОНОПРОЕКТ МИНПРОМТОРГА

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Олег Сазанов, директор Департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга РФ

Регулирование цен — вопрос дискуссионный. Невозможно регулировать цены только в торговых сетях, нужно определиться, как их регулировать при необходимости по всей цепочке — в производстве, переработке и торговле.

Владимир Малышков, министр Правительства Москвы

Очень интересный опыт государственного регулирования величины торговой наценки я лично наблюдал в Греции. Там существует перечень из 12 важнейших товаров, которые обязательно должны присутствовать в любом магазине, причем их цена не должна превышать определенный уровень. К такому положению привыкли
все — и производители, и торговля. И это не вызывает никаких нареканий с их стороны.

Прикрепленные файлы: