Система прямого возмещения убытков (ПВУ), действующая в России с 1 марта 2009 г., пока не заработала в полную силу, но и не вызвала нареканий.
По словам начальника управления Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрея Юрьева, за полтора месяца работы системы по всей стране произошло порядка 120 обращений по ПВУ. Такое небольшое количество заявлений объясняется тем, что право на ПВУ согласно установкам РСА имеют лишь автовладельцы, которые заключили договор ОСАГО с 1 марта. Деюре закон об ОСАГО таких ограничений не предусматривает, но дефакто страхователи вынуждены следовать установкам союза автостраховщиков. При желании страхователь с полисом, срок действия которого начался раньше заветной даты, может попробовать обратиться в суд и потребовать возмещения убытков по системе ПВУ — законодательная неразбериха в этом вопросе такое действие оправдывает. Но большинство держателей полисов ОСАГО, как показывает практика, приняли правила игры от РСА без возражений. Жалоб в Росстрахнадзор по поводу ПВУ пока не поступало.
В рамках подготовки к введению системы ПВУ в России РСА консультировался с французскими и бельгийскими коллегами, сообщил на майской конференции по страхованию А. Юрьев. РСА разработал Соглашение о ПВУ и типовые схемы ДТП по образцу французских (одновременно с ПВУ в России вводился упрощенный порядок оформления ДТП — европротокол), запустил клиринговый центр «РСАклиринг», к которому сейчас подключено 155 страховых компаний, подготовил предложения по изменению законодательных актов (в частности, РСА предлагает прописать в Налоговом кодексе, что разницу в расчетах по ПВУ компании должны относить на финансовый результат). Кроме того, РСА провел разъяснительную беседу как с представителями ГИБДД, так и с сотрудниками страховых компаний о работе с типовыми схемами ДТП и всей системой ПВУ. По словам А. Юрьева, заседания комитета по подготовке к введению системы ПВУ до марта проходили почти каждую неделю.
Клиринговый центр работает по французской модели, когда страхователю выплачивается 100процентное возмещение, а между собой страховые компании рассчитываются фиксированными суммами. В условиях, когда не приняты единые стандарты технической экспертизы автомобилей, попавших в ДТП, — это единственный метод. Расчетные сессии проходят по субботам, средства на счет компаний зачисляются по вторникам. Неснижаемый остаток на счетах страховщика равняется 300 тыс. руб. Кроме того, каждая компания имеет в расчетном банке депозит, примерно равный сумме месячных выплат. С момента введения системы ПВУ прошло восемь расчетных сессий на общую сумму 8121,65 тыс. руб. Участники рынка отмечают, что система ПВУ работает недолго и еще не набрала достаточных объемов, чтобы можно было судить о ее эффективности.
Так, на вопрос корреспондента «ЭЖ» по поводу ПВУ заместитель генерального директора по работе с регионами компании «Спасские ворота» Елена Фельгельгауэр ответила, что в месяц по всем филиалам компании бывает всего однодва обращения по ПВУ.
В свою очередь, А. Юрьев заметил: чтобы новые правила автострахования заработали в полную силу, надо учить пользователей автострахованию на уровне автошкол наряду с правилами дорожного движения.