Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование механизма создания и функционирования особых экономических зон. Предлагается снизить минимальный размер инвестиций резидентов для их вхождения в ОЭЗ различного типа, их территориального устройства, организации в них предпринимательской деятельности, порядка изменения и расторжения договоров (соглашений) об осуществлении деятельности в особых экономических зонах.
Портовые «оазисы» оказались невостребованными
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который предполагал создание таких зон и на территории морских портов, был принят еще в июле 2005 г. Предусматривалось с помощью ОЭЗ изменить неблагоприятный экономический климат, который сложился в сфере логистики. Ставилась также задача увеличить рост перевалочных мощностей и привлечь дополнительные грузопотоки за счет повышения конкурентоспособности на мировом рынке портовых услуг.
Если в туристической и производственной сферах проекты создания ОЭЗ стали приобретать реальные очертания, то в морские порты новый закон не вписался.
Тогда чиновники из Минтранса, Минэкономразвития России и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) в 2007 г. разработали новый законопроект о внесении изменений в статьи действующего закона для того, чтобы сделать морские порты более привлекательными для инвесторов. Было законодательно подтверждено, что портовый ОЭЗ создается на 49 лет. Резиденты зон в течение пяти лет смогут экономить на НДС и импортных пошлинах при ввозе для собственных нужд оборудования (для погрузочных работ, ремонта судов) и стройматериалов, топливных акцизах, а также получат льготы по земельному и имущественному налогу. Взамен бизнес обязан вложить в строительство нового морского порта от 100 млн, а в реконструкцию существующего объекта — 3 млн евро. Такая цена «входного билета» показалась слишком высокой даже крупным стивидорным компаниям. Чиновники и на этот раз потерпели фиаско.
Лишь заявка небольшого порта регионального значения Советская Гавань Хабаровского края соответствовала требованиям Закона об особых экономических зонах. В то же время даже не сочли нужным представить документы в комиссию крупнейшие морские порты международного значения — СанктПетербурга, Новороссийска, УстьЛуги, Находки, Приморска, Восточного.
«Черные метки» стивидоров
Первыми «черную метку» подкинули власти СанктПетербурга (по закону заявки подаются от имени региональных властей), выказав негативное отношение к открытию ПОЭЗ на территории Большого порта СанктПетербурга. Чиновники пояснили, что в порту работают около 30 стивидорных компаний и создать ОЭЗ не представляется возможным. Такую же позицию заняли и стивидоры холдинга ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП). Совет директоров ОАО «Компания УстьЛуга» накануне конкурса принял отрицательное решение по вопросу участия в качестве резидента. Председатель совета директоров Валерий Израйлит отметил, что Закон о портовых особых экономических зонах удачным не назовешь. По существующим условиям некоторые компании, к примеру, не могут быть резидентами портовых зон. Это касается и федеральных государственных унитарных предприятий. Иначе говоря, по нынешним правилам нельзя собрать за одним забором, на единой территории зоны разные структуры. Получается, что если мы войдем в ОЭЗ, то «провиснут» десятки видов портовых операций, которыми компания занимается, и потеряется часть бизнеса.
Как пояснили «ЭЖ» эксперты Ассоциации морских портов России, главная причина негативного отношения к созданию ОЭЗ в том, что реализация такого проекта не выгодна региональным властям. Они теряют региональные налоги (сборы с резидентов зон уходят в льготы) и лишаются контроля над значительной территорией, передав полномочия по ее развитию на федеральный уровень. По закону единоличное управление портовыми зонами передается федеральной структуре — ОАО «ОЭЗ». Навязывание федеральным центром своей управляющей компании и стало, считают эксперты, главным препятствием на пути создания ПОЭЗ. Во многих портах сформировалась структура собственников и управляющих компаний. Для них приход на портовые территории государственного оператора означает передел собственности.
Коней на переправе меняют
Коней на переправе не меняют, гласит народная поговорка. Оказывается, иногда меняют.
Судя по всему, о новой инициативе, связанной с внесением поправок в Закон об особых экономических зонах в морских портах, в Минэкономразвития и Минтрансе России ничего не знают. Во всяком случае настойчивые обращения корреспондента «ЭЖ» в прессслужбы министерств предоставить редакции какиелибо материалы на данную тему не были услышаны. Более того, выяснилось, что в ведомствах просто не знают о новом законопроекте.
Ситуацию «ЭЖ» пояснил председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров. Он отметил, что Комитет Госдумы решил всю инициативу по данному законопроекту взять на себя. В планах комитета — решение основного вопроса о создании портовых особых экономических зон.
По мнению Е. Федорова, важнейшим нововведением законопроекта является предложение снизить минимальный порог осуществления инвестиций для вхождения в особую экономическую зону промышленнопроизводственного типа с 10 млн до 3 млн евро.
Кроме того, согласно законопроекту в 10 раз снижается минимальный порог капитальных вложений для резидентов портовых ОЭЗ.
Депутат добавил: «В законопроекте также предлагается расширить определение техниковнедренческой деятельности, на основании которого резиденты будут вправе осуществлять создание и реализацию научнотехнической продукции и ее производство в соответствии с Перечнями критических технологий и приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ, а также оказание услуг по внедрению и обслуживанию данной продукции. Эта мера будет способствовать повышению инновационной активности бизнеса.
Также предлагается увеличить максимальную площадь техниковнедренческих ОЭЗ и количества частей, из которых она может состоять.
В целях установления однозначно понимаемых правил игры в части прав и обязанностей резидентов ОЭЗ предлагается конкретизировать механизмы определения соответствия деятельности резидента условиям соглашения и четко очертить перечень существенных нарушений, влекущих расторжение соглашения и лишение статуса резидента особой экономической зоны».
Остается надеяться, что с третьей попытки законопроект об особых экономических зонах в морских портах заработает и в порты придут настоящие стратегические инвесторырезиденты.