Центр макроэкономических исследований Сбербанка России объявил о введении совместно с ЛевадаЦентром сводного Индекса финансовых настроений, который в ежемесячном режиме будет отражать изменения спроса населения на финансовые услуги. В условиях экономического кризиса и безрадостного, в том числе финансового, настроения россиян это тем более грамотное решение.
Во многих странах мира власти и бизнес регулярно и внимательно изучают экономические настроения населения. Не из любопытства, конечно, а чтобы принимать правильные управленческие решения и не тратить впустую деньги в производство неходовых товаров и услуг, перестраивать его под изменение конечного спроса.
Такие массовые наблюдения, как правило, и отражают разного рода сводные индексы. К примеру, Росстат ежеквартально выводит Индекс потребительской уверенности россиян. ЛевадаЦентр рассчитывает Индекс потребительских настроений. Вероятно, поэтому к его опыту и обратился Сбербанк.
Полезность подобного рода индексов еще и в том, что они отражают настрой населения не только на данный момент, но и на ближайшую перспективу. Вводимый Сбербанком Индекс финансовых настроений из того же ряда. И его появление действительно актуально: в условиях снижения доходов населения, проблем с ликвидностью в банковской системе и кредитованием реального сектора отслеживать желание населения делать сбережения самому народному банку страны положение обязывает.
Поскольку в рамках этого проекта проведен первый опрос, говорить о какойто динамике Индекса пока не приходится. Его зачинатели, опираясь на вопросы, которые имеются и в других исследованиях ЛевадаЦентра, лишь сообщают, что в мае доля респондентов, чье материальное положение за последний год ухудшилось, росла: 32% — в декабре 2008го, 48 — в феврале нынешнего и 50% — в мае.
Но майский опрос показывает рост ожиданий граждан по поводу будущих изменений личного материального положения и улучшения экономической ситуации в стране по сравнению с февральским минимумом. А исходя из исторических данных ответов на эти вопросы делается осторожное предположение, что сейчас потребительские настроения улучшаются. Возможно, улучшится и динамика ключевых макропоказателей в экономике.