Закон об АО обновили: акционерам предписано дружить

| статьи | печать

Законодатель признал за акционерами право вступать в соглашения, влияющие на политику АО. Новый для российского права институт введен Федеральным законом от 03.06.2009 № 115ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 30 Федерального закона „О рынке ценных бумаг“», вступающим в силу со дня его опубликования.

Чужой опыт стучится в дверь

Вкладывая средства в тот или иной бизнеспроект, акционеры исходят из собственных интересов и планов. Но, если ты не владелец контрольного пакета акций, где гарантия, что твои мысли и чаяния воплотятся в жизнь? Ведь вчерашние единомышленники могут круто изменить свой курс и не понести никакой ответственности. А это, безусловно, повышает инвестиционные риски.

Мировая практика давно нашла способ снижения рисков от нежелательных изменений в корпоративной политике. В качестве стабилизирующего фактора выступают заключаемые акционерами соглашения, которые определяют их действия в будущем. А в качестве обеспечительных мер данному слову такие соглашения предусматривают санкции за их нарушения.

Попытки применить зарубежный опыт в России не нашли понимания у отечественной Фемиды. Заключая соглашения, акционеры ссылались на нормы иностранного законодательства и указывали его в качестве применимого права. Однако судьи отмечали недопустимость таких вольностей исходя из статуса российского юридического лица. Именно об этом говорилось в постановлении ФАС ЗападноСибирского округа от 31.03.2009 по делу № А753725Г/04860/2005.

Гром не грянет – мужик не перекрестится

А тем временем шел вялотекущий процесс разработки законопроекта о легализации акционерных соглашений. Его сторонники отмечали, что такие соглашения сделают корпоративные отношения более предсказуемыми и прозрачными, и обращали внимание на уже отмеченный нами стабилизирующий фактор. Они полагали, что предлагаемое новшество не противоречит принципам российского граждан­ского права. Вместе с тем противники проекта ставили под сомнение целесообразность введения нового института, ссылаясь, в частности, на непонятную правовую природу акционерного соглашения.

Дискуссию прервал грянувший кризис. Власть, обеспокоенная оттоком из реального сектора российской экономики капитала, в том числе иностранного, стала лихорадочно принимать меры. Это и предопределило судьбу «заморского фрукта». Концепцией долгосрочного социально­экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662р, было предписано обеспечить баланс прав миноритарных и мажоритарных акционеров, большую гибкость построения системы корпоративного управления, законодательное регулирование и судебную защиту акционерных соглашений. Процесс работы над проектом ускорился и успешно завершился.

Договор-стабилизатор

Обсуждаемый закон дополнил главу III Закона об АО статьей 32.1 «Акционерное соглашение». Выделим ее наиболее значимые положения.

Согласно названной статье акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Заключая договор, стороны обязуются осуществлять указанные права определенным образом. При этом может быть предусмотрена обязанность голосовать по заранее оговоренному сценарию, приобретать или отчуждать акции по уже определенной цене и (или) при наступлении предусмотренных обстоятельств, а также проводить согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

Акционерное соглашение заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Его действие должно распространяться на все акции, принадлежащие стороне договора.

Отметим, что предметом акционерного соглашения не могут быть обязательства стороны голосовать в соответствии с указаниями органов управления общества, в отношении акций которого заключено данное соглашение. По нашему мнению, это положение направлено на предотвращение установления «диктатуры» совета директоров или исполнительного органа акционерного общества.

Акционерное соглашение обязательно только для его сторон. Договор, оформленный стороной соглашения в его нарушение, может быть признан судом недей­ствительным по иску заинтересованной стороны акционерного соглашения, только если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, пре­дусмотренных данным соглашением.

Нарушение акционерного соглашения не является основанием для признания недействительными решений органов общества. Такая оговорка свидетельствует о сохранении принципа свободы волеизъявления акционера, которая не должна быть скована заключенным соглашением. Однако «свободолюбие» может дорого обойтись нарушителю акционерного соглашения в случае применения предусмотренных в нем санкций и возмещения причиненных убытков. Связанные с такими нарушениями споры будут рассматривать суды.

Новая статья также предусматривает случаи, когда лицо, получившее в результате заключения соглашения право определять порядок голосования на общем собрании акционеров, обязано уведомить об этом общество в установленном порядке.

Краткий анализ

Положения ст. 32.1 Закона об АО еще ждут своего теоретического осмысления и «обкатку» на практике. Видимо, процесс будет длительным и непростым. Мы же добавим к уже сделанным нами замечаниям следующее.

Безусловно, акционеры свободны в выборе партнеров по соглашению. При этом законодатель не назвал количество сторон такого специфического договора. Значит, акционерные соглашения могут быть и дву­сторонними, и многосторонними. Учитывая изложенное, нельзя ожидать, что вскоре все акционерные общества превратятся в «тихие обители», где все обо всем заранее договорились в едином соглашении. Не исключено, что появятся общества, напоминающие многопартийные парламенты, акционеры которых будут разделены на группы «по интересам». А договорные связи в АО могут быть весьма сложными.

Можно ожидать и неофициальной «скупки» крупными акционерами у мелких прав на определение порядка голосования путем заключения акционерных соглашений. Кстати, положения обсуждаемой статьи с учетом иных норм Закона об АО и положений Гражданского кодекса РФ не исключают возможности заключения договоров, по которым одна из сторон передает свои полномочия за определенную плату. Следовательно, могут появиться и такие соглашения. А это, в свою очередь, приведет к проблемам налогообложения.

Обратим также внимание на п. 3 ст. 8 Закона об ООО, введенный Федеральным законом от 30.12.2008 № 312ФЗ, который вступит в силу 1 июля 2009 г. В этом небольшом по объему пункте кратко говорится о праве учредителей (участников) общества заключать договор, по своей сути напоминающий акционерное соглашение. Поэтому затронутые нами проблемы актуальны и для обществ с ограниченной ответ­ственностью.

В заключение отметим, что введение в Закон об АО ст. 32.1 повлекло изменения иных норм данного правового акта, а также положений ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 № 39ФЗ «О рынке ценных бумаг». Кроме того, обсуждаемый закон внес уточнения в порядок образования и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа АО. Однако этот вопрос выходит за пределы нашей темы.