К первому чтению готовится законопроект, согласно которому вводится институт комплексных саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации и строительство.
В соответствии со ст. 55.2 и 55.3 Градостроительного кодекса РФ допускается приобретение некоммерческими организациями статуса саморегулируемых организаций (СРО) трех видов:
1) основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) осуществляющие подготовку проектной документации;
3) осуществляющие строительство.
Законопроектом предлагается дополнить названный Кодекс новым видом СРО. Это «саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц исходя из единства строительной отрасли (выполняющие инженерные изыскания, осуществляющие подготовку проектной документации, строительство)». Понятие «единство строительной отрасли» в действующем законодательстве отсутствует и в законопроекте не раскрывается.
При реализации указанной нормы на практике может возникнуть правовая неопределенность, поскольку не ясно, должен ли указанный вид СРО объединять лиц, осуществляющих все три вида строительной деятельности, или лиц, осуществляющих один из трех видов такой деятельности.
Дополнительный вид СРО в строительной сфере, по мнению инициатора законопроекта, вызван тем, что в большинстве субъектов РФ отсутствует необходимое количество изыскательских, проектных и строительных организаций, отвечающих требованиям членства в саморегулируемой организации. Разделение строительной отрасли всего на три вида СРО не позволяет создать саморегулируемые организации на уровне одного субъекта РФ. Поэтому, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, только объединение изыскателей, проектировщиков и строителей на уровне региона позволит создать управляемую и несущую ответственность за результаты своей деятельности саморегулируемую организацию.
На практике реализация принципа создания СРО по территориальному признаку может привести к ограничению конкуренции на строительном рынке и нарушениям антимонопольного законодательства.
Кроме того, требования к четвертому виду СРО предлагаются более жесткие, чем к предыдущим трем. В частности, предусмотрено, что новый вид СРО должен соответствовать критериям, предъявляемым к аналогичным организациям, основанным на членстве лиц, осуществляющих строительство (для них установлены самые строгие требования). В результате с принятием предлагаемой нормы существенно ухудшится положение лиц, осуществляющих инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации, на которых «особенности» строителей не должны распространяться.
По заключению Комитета Госдумы по собственности введение предлагаемого вида СРО может привести к конфликтам интересов между разными группами участников подобных организаций, что негативно отразится на деятельности СРО.
(Проект № 1092055)