Процесс банкротства в переходный период

| статьи | печать

Отношения, связанные с процессом банкротства, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). С 31 декабря 2008 г. вступила в силу новая редакция Закона о банкротстве с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 № 296ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“» (далее — Закон № 296ФЗ).

Порядок применения новой редакции Закона о банкротстве к отношениям, возникшим до и после вступления ее в силу, имеет особенности. Статья 4 Закона № 296ФЗ содержит их перечень, применение которого разъяснил Президиум ВАС РФ в подготовленном Информационном письме.

Правила сегодняшнего дня

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 296-ФЗ новая редакция Закона о банкротстве применяется при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 296ФЗ. Президиум ВАС РФ отмечает, что данное правило действует только в отношении дел, по которым определение о принятии искового заявления о признании должника банкротом вынесено после 31 декабря 2008 г.

Такой вывод высших арбитров логичен, поскольку он основан на нормах процессуального законодательства. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами в рамках Арбитражно­процессуального кодекса РФ с учетом особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Согласно части 3 ст. 127 АПК РФ производство по делу, в том числе о признании должника банкротом, возбуждается определением арбитражного суда о принятии искового заявления.

Процесс банкротства, начатый до 2009 г.

Немало вопросов возникает в отношении дел о банкротстве, возбужденных до дня вступления в силу Закона № 296ФЗ. Так, в п. 2 ст. 4 названного закона преду­смотрено, что к подобным делам до момента завершения про­цедуры банкротства, введенной до принятия новой редакции Закона о банкротстве, применяются положения старой редакции закона. Данная норма перечисляет виды процедур банкротства, к которым применяется это правило. В частности, при введении финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или заключения мирового соглашения. Однако Закон о банкротстве устанавливает еще один вид процедуры банкротства, который не указан в упомянутой статье, — наблюдение.

По мнению Президиума ВАС РФ, положения п. 2 ст. 4 Закона № 296ФЗ распространяются и на дела, по которым до принятия новой редакции Закона о банкротстве введена процедура наблюдения. Такое мнение подтверждается сложившейся судебной практикой (постановления ФАС Центрального округа от 17.04.2009 № Ф101218/09, Уральского округа от 01.04.2008 № Ф091651/09С5).

Вместе с тем в отдельных случаях к делам, возбужденным до вступления в силу Закона № 296-ФЗ, могут применяться правила новой редакции Закона о банкротстве. В частности, это касается правоотношений, возникших с момента завершения процедуры банкротства, применяемой в деле о банкротстве до вступления в силу новой редакции Закона о банкротстве независимо от даты принятия этого дела к производству (п. 3 ст. 4 Закона № 296-ФЗ).

Президиум ВАС РФ полагает, что такие правоотношения должны быть связаны с введением новой процедуры банкротства после окончания предыдущей, применяемой до принятия Закона № 296ФЗ. В противном случае новая редакция Закона о банкротстве не применяется и завершение предыдущей про­цедуры осуществляется в соответствии с нормами старой редакции этого закона.

Иными словами, новая редакция Закона о банкротстве не применяется к конкурсному производству. Исполнение и обжалование определения о завершении конкурсного производства, введенного до принятия Закона № 296ФЗ, будет проводиться по правилам ст. 149 старой редакции Закона о банкротстве. Такой вывод связан с тем, что конкурсное производство является последней стадией банкротства, которая влечет ликвидацию должника.

Новая и старая редакции Закона о банкротстве применяются в соответствии с правилами п. 1—3 ст. 4 Закона № 296ФЗ арбитражными судами также в других случаях. Например, при решении вопроса о квалификации в качестве текущего платежа требования, предъявляемого вне рамок дела о банкротстве в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, или при рассмотрении иска об обращении взыскания на предмет залога по договору, заключенному с должником в обеспечение исполнения обязательств иных лиц, о принятии обеспечительных мер.

Назначение арбитражного управляющего

Утверждение кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве после дня вступления в силу Закона № 296ФЗ, в том числе при решении вопроса об отстранении или освобождении ранее утвержденного арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, осуществляется по правилам новой редакции Закона о банкротстве. Об этом гласит п. 4 ст. 4 Закона № 296ФЗ.

Высшие арбитры отметили, что данное правило действует и когда процедура банкротства, в которой утверждается арбитражный управляющий, проводится по правилам старой редакции Закона о банкротстве, а также аналогичных законов, действовавших до его принятия[1]. В случае применения старой редакции Закона о банкротстве выплата вознаграждения и возмещение расходов осуществляются по правилам именно этой редакции, что соответствует положениям п. 2 ст. 4 Закона № 296ФЗ.

Административная ответственность

Принятие Закона № 296ФЗ повлияло на порядок привлечения к административной ответственности, установленной частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Данная норма устанавливает административную ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в виде штрафа в размере от 2,5 тыс. до 5 тыс. руб. или дисквалификации на срок от шести месяцев до трех лет. До 31 декабря 2008 г. под нарушением законодательства о банкротстве подразумевалось нарушение положений ст. 24 Закона о банкротстве, а с указанной даты — ст. 20.3 этого закона, введенной Законом № 296ФЗ.

После принятия Закона № 296 ФЗ в отдельных делах о банкротстве продолжает применяться старая редакция Закона о банкротстве. Исходя из специфики законодательного регулирования состава данного административного правонарушения принятие Закона № 296ФЗ не может служить основанием для освобождения арбитражных управляющих от административной ответственности, предусмотренной час­тью 3 ст. 14.13 КоАП РФ со ссылкой на положения части 2 ст. 1.7 КоАП РФ. Так констатировал Президиум ВАС РФ при рассмотрении проекта Информационного письма.

Буква закона

Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответ­ственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответ­ственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Такая позиция согласуется и с судебной практикой. Например, ФАС Северо­Западного округа признал правомерным привлечения арбитражного управляющего к ответственности по данной норме, поскольку правонарушение было совершено до принятия Закона № 296ФЗ (постановление от 03.04.2009 по делу № А265023/2008). Этот вывод кассационной инстанции впоследствии поддержал ВАС РФ, отказав в передаче жалобы арбитражного управляющего в Президиум ВАС РФ (Определение от 18.05.2009 № ВАС6023/09).

Как перейти на новые правила банкротства

Не остались без внимания арбитров положения п. 6 ст. 233 новой редакции Закона о банкротстве. Напомним, что данная норма предоставляет лицам, участвующим в деле о банкротстве, возбужденном до вступления в силу названного закона (то есть до 3 декабря 2002 г.), право обратиться в арбитражный суд с ходатайством о переходе к процедурам банкрот­ства, предусмотренным этим законом. Такое обращение должно быть направлено в суд до 1 июля 2009 г. В противном случае производство по такому делу будет прекращено, о чем арбитражный суд вынесет соответствующее определение. В этом случае вопрос о прекращении производства должен решаться арбитражным судом не ранее 2 июля 2009 г. в судебном заседании с извещением участвующих в деле лиц.

Высшие арбитры полагают, что в некоторых случаях перейти к указанным процедурам банкротства можно и по ходатайствам, заявленным после 1 июля 2009 г. Например, если ходатайство поступило к моменту рассмотрения арбитражным судом вопроса о прекращении производства по делу о банкротстве либо в ходе самого судебного заседания. Также производство по делу о банкротстве не прекращается, если до названной даты арбитражный суд в силу п. 3 ст. 233 новой редакции Закона о банкротстве введет процедуру финансового оздоровления, внешнего управления или мирового соглашения.

После перехода к процедурам, применяемым в деле о банкротстве, дальнейшее рассмотрение дела будет осуществляться в соответствии с новой редакцией Закона о банкрот­стве, в том числе по уплате вознаграждения арбитражному управляющему в порядке ст. 20.6 данного закона. К расходам по делу о банкротстве новые правила будут применяться только при условии, что они производились после перехода.

С таким выводом Президиума следует согласиться, поскольку он основан на положениях ст. 4 Закона № 296ФЗ, о которых говорилось выше. Напомним, что п. 3 данной статьи разрешает применять новую редакцию Закона о банкротстве с момента завершения процедуры банкротства, введенной до принятия этой редакции. А значит, выплата вознаграждения и расходы арбитражного управляющего, произведенные после перехода на указанные процедуры банкротства, будут осуществляться по правилам новой редакции названного закона.

Как только обсуждаемое Информационное письмо будет подписано Председателем ВАС РФ и опубликовано в «Вестнике ВАС РФ», приведенные правила будут применяться всеми участниками процесса банкротства, чьи мероприятия о несостоятельности произошли в «переходный» период.

_________________________

[1] Закон РФ от 19.11.92 № 39291 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» утратил силу с 1 марта 1998 г. в связи с принятием Федерального закона от 08.01.98 № 6ФЗ «О несостоятельности (банкрот­стве)», который признан утратившим силу с 2 декабря 2002 г. (п. 1 ст. 232 Федерального закона от 26.10.2002 № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).