При наличии нарушений со стороны организации, торгующей алкоголем, лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на продажу алкогольной продукции до принятия судом решения о ее аннулировании (постановление Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 № 1972/09).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа лицензирующего органа о приостановлении действия выданной лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Суть спора заключалась в следующем. Лицензирующий орган провел проверку общества, торгующего алкогольной продукцией в розницу, на предмет соблюдения законодательства об обороте алкогольной продукции. В ходе проверки было выявлено несоблюдение обществом положений п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 № 171ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171ФЗ) в части нарушения требований маркировки продукции с содержанием этилового спирта более 9%.
Лицензирующий орган обратился в суд с заявлением об аннулировании лицензии на оборот алкогольной продукции общества, руководствуясь положениями ст. 20 Закона № 171ФЗ. Указанной статьей регламентирован порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии. Одновременно с обращением в суд лицензирующий орган приостановил действие лицензии ООО, издав оспариваемый приказ.
ООО с приказом не согласилось и обратилось в арбитражный суд, мотивировав свою позицию тем, что приостановление действия лицензии возможно только с принятием судом решения о ее аннулировании.
В споре стороны дошли до ВАС РФ, который в постановлении от 26.05.2009 № 1972/09 подтвердил правомерность действий лицензирующего органа.
По мнению ВАС РФ, в ст. 20 Закона № 171ФЗ предусмотрены основания приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования действия лицензии. Лицензия может быть аннулирована только решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Однако указанная статья допускает право лицензирующего органа до вступления решения суда в законную силу приостановить действие лицензии. Иное толкование данной нормы противоречило бы смыслу Закона № 171ФЗ.
Таким образом, при нарушении организацией положений законодательства об обороте алкогольной продукции лицензирующий орган одновременно с обращением в суд с заявлением об аннулировании лицензии у такой организации может принять меры по предотвращению нарушений до вынесения судом решения, приостановив действие лицензии.
Ранее правоприменительная практика по данному вопросу складывалась в пользу лиц, осуществлявших оборот алкогольной продукции. Суды в своих решениях исходили из того, что приостановление лицензии на оборот алкогольной продукции возможно только после принятия решения судом об аннулировании лицензии до момента вступления решения суда в законную силу (постановления ФАС Московского округа от 06.04.2009 № КАА40/239909, Поволжского округа от 08.11.2007 № А556837/07, ВолгоВятского округа от 30.08.2004 № А382459/572004).
Принятое 25 мая 2009 г. ВАС РФ постановление меняет сложившуюся судебную практику не в пользу предпринимателей.