Сразу два международных саммита прошли в Екатеринбурге: ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Представители РФ анонсировали мероприятия как начало атаки на доллар и создания нового мирового финансового порядка. На самом деле обсуждались более конкретные вопросы — борьба с терроризмом, наркотрафик и организованная преступность.
В рамках ШОС лидеры стран «шестерки» подписали в итоге конвенцию против терроризма и утвердили Положение «О политикодипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе».
Старания Дмитрия Медведева перевести разговор на обсуждение создания наднациональной валюты подхватил лишь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Д. Медведев говорил, что отныне надо не доллар укреплять, но какието не названные им валюты. Н. Назарбаев раскритиковал доллар США и заявил, что «это исжившая себя схема — национальная валюта в роли мировой резервной».
Важно было, как отреагирует на эти призывы Китай. Но лидер страны Ху Цзиньтао ни словом не обмолвился о том, как надо или не надо модернизировать мировую финансовую систему.
Трудно было ожидать от китайцев иного. Юань действительно может претендовать на роль резервной валюты, так как Китай — крупнейший поставщик товаров на мировой рынок и их можно покупать как раз за юани. Но за почетное право назвать свою валюту мировой китайцам пришлось бы заплатить потерей управляемости курсом своих денег. А именно это администрирование и дает китайским товарам за счет заниженного курса юаня конкурентные преимущества, и отказываться от удобного инструмента товарищи из Поднебесной явно не готовы.
Напротив, Ху Цзиньтао заявил, что его страна делает взнос в ШОС, чтобы страны «шестерки» могли бороться с кризисом. И этот взнос — в виде 10 млрд американских долларов, так ненавистных Н. Назарбаеву.
Сразу после саммита ШОС началась встреча лидеров стран БРИК, на которой Д. Медведев опять поднял вопрос о валютах. Лидеры БРИК оказались более толерантными. Они подписали весьма обтекаемое по формулировкам совместное заявление, в котором выразили приверженность «продвижению реформы международных финансовых институтов».
Каких реформ — не уточняется. Известно, впрочем, что именно страны БРИК за последний квартал скупили около 60 млрд долл. Призывы призывами, а деньги деньгами.