Кошмар становится явью

| статьи | печать

Ежемесячное сокращение кредитных портфелей физических лиц уже давно превысило однопроцентный барьер у многих крупных банковских ритейлеров. А в отдельных случаях банки кардинально переориентировали кредитную политику. Еще год назад такое могло привидеться банкирам только в кошмарных снах.

Стагнация розничного сегмента, который составляют преимущественно потребительские кредиты, ипотека и автокредитование, возникла еще в прошлом году в самом начале ухудшения положения финансового сектора как результат общего снижения банковской прибыли и дефицита привлекаемых активов. Оба фактора,
в свою очередь, существенно повлияли на ликвидность кредитных организаций.

Осенью 2008 г. уже стало окончательно ясно, что кризис затронет все сферы жизнедеятельности. И в первую очередь он отразится на рядовых гражданах, пользующихся кредитными ресурсами. Предвидя рост неплатежеспособности заемщиков и количества просроченных долгов, банкиры перешли из стадии стагнации к интенсивному сокращению долей розницы в своих кредитных портфелях.

По данным официальной отчетности лидеров банковского ритейла (см. таблицу), только на протяжении I квартала половина из них сократила доли кредитов населению в диапазоне от 0,9 до 2,7%. Также, судя по показателям, ощутимо снизился и объем вновь выдаваемых займов, поскольку положительные значения объясняются в основном различными формами реструктуризации старых долгов.

Наименование банка

Кредиты физлицам на 01.04.2009,
млрд руб.

Доля кредитов физлицам
на 01.01.2009,

%

Доля кредитов физлицам
на 01.04.2009,

%

Изменение
за I квартал,

%

1

Сбербанк

1180,6

25,6

23,7

–1,9

2

ВТБ24

304,6

85,8

86,2

0,4

3

Росбанк

120,1

44,9

42,2

–2,7

4

Банк Москвы

89,5

24,8

23,2

–1,6

5

Райффайзенбанк

88,1

28,2

28,4

0,2

6

Уралсиб

77,8

39,2

43,2

4,0

7

«Русский стандарт»

77,2

93,7

91,9

–1,8

8

Русфинанс банк

76,9

99,4

99,7

0,3

9

Юникредит Банк

73,8

20,3

19,4

–0,9

10

Альфабанк

65,3

18,7

19,3

0,6

Что же касается первых двух месяцев II квартала, окончательные данные по изменениям долей розницы станут известны только после сдачи полугодичной отчетности банков. Однако, опираясь на ежемесячные показатели наиболее информационно прозрачных ритейлеров, большинство аналитиков сходятся во мнении, что только за апрель совокупное снижение кредитования физических лиц составляет около 2%, что значительно превышает динамику «вымывания» розницы за все первые три месяца 2009 г.

В то же время продолжается рост просроченной задолженности физлиц, преодолевший в мае планку 5%. Впрочем, оперативное стресстестирование, проводимое независимыми аналитиками, далеко не всегда полностью отражает ситуацию, поскольку те банки, доля розницы
в которых составляла более 90% кредитных портфелей, сегодня стараются максимально завуалировать такого рода показатели. Хотя сама по себе тенденция недостаточной прозрачности ряда ведущих ритейлеров наводит, как говорится, на нехорошие мысли.

Более оптимистичны официальные прогнозы Банка России. Как заявил накануне директор департамента банковского надзора и регулирования ЦБ РФ Алексей Симановский, в дальнейшем рост просрочки будет снижаться за счет сокращения розничных кредитных портфелей. По мнению А. Симановского, именно ужесточение базовых требований к потенциальным заемщикам в банках является позитивной тенденцией и будет способствовать замедлению роста проблемных кредитов. Правда, не вполне понятно, почему Центробанк не учитывает влияние на показатель просрочки очевидный дальнейший рост неисполнения по кредитам, выданным до кризиса.

Следует отметить, что банки действительно серьезно пересмотрели политику в отношении заемщиков и предоставляемых ими документов на получение ссуды. Получить кредит даже в тех банках, которые пока еще окончательно не ушли из розницы, без официального подтверждения доходов сегодня нереально. Де­факто изменилось и само понятие кредитной категории «прайм», которая в «тучные» годы часто была сугубо аналитической формально­стью.

Но резкое сокращение розницы вряд ли можно объяснить лишь отказом кредитных организаций от скоринговых систем, которыми банкиры нередко злоупотребляли, чтобы как можно оперативнее получать сверхприбыль. Существенным фактором считается и увеличение стоимости кредитов. Причем рост процентных ставок связан не только с необходимостью улучшить контингент заемщиков своеобразным стопфактором. Есть основания полагать, что многие банкиры, зарабатывавшие ранее исключительно розницей, решили отказаться от манипулирования всевозможными комиссиями и сокрытия эффективной ставки по кредиту, поскольку наиболее актуальной задачей нынешнего периода для них является плавное сдувание уже имеющегося «пузыря», а не надувание нового.

Тем не менее в розничных продуктовых линейках банков пока еще присутствует суб­направление, в котором отмечается некоторый рост. Речь идет о пластиковых кредитных картах, либо предлагаемых вкладчикам банка, либо взаимосвязанных с попрежнему выгодными зар­платными проектами, а также являющихся привлекательными для клиентов наличием льготных периодов и прочими «антикризисными» послаблениями.

В то же время отдельные эмитенты «пластика» не скрывают, что вновь появляющиеся кредитные продукты подобного характера являются не более чем формой реструктуризации уже имеющихся кредитов в целях оптимизации резервирования потерь по ссудам. В любом случае рост именно в этом направлении невелик, поскольку сфера его нынешней реализации крайне ограниченна и несопоставима с распространением кредитных пластиковых карт в докризисный период. Поэтому о влиянии данного сегмента на общую картину в банковской рознице говорить не приходится.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей Казарян, начальник управления розничных продуктов КМБ БАНКа (Группа «Интеза Санпаоло»)

Сокращение розничного кредитования связано, вопервых, с тем, что значительно возросли риски данного направления. Это подтверждается существенным ростом просроченной задолженности по кредитам физических лиц. Более того, ранее используемые методы проверки заемщиков и определения их кредитоспособности требуют основательной переработки в связи с изменившейся макроэкономической ситуацией в стране и мире. Кроме того, у банков изменились условия и источники фондирования, что также отражается на тех объемах выдаваемых кредитов, которые могут себе позволить кредитные организации. И наконец, удорожание фондов приводит к росту процентной ставки для заемщиков и, следовательно, к снижению спроса на кредиты. Совокупность указанных условий приводит к наблюдаемому тренду сокращения объемов кредитования населения.

Кирилл Орлов, партнерское бюро "IT-Counsel":

Сокращение сегмента розничного кредитования вполне закономерный процесс в существующих условиях. Традиционно для нашей страны высокий риск выдачи такого кредита только увеличился и  в настоящее время вполне логично принят многими банками как неприемлемый. Сейчас даже относительно надежный должник может в одночасье стать неплатежеспособным.
Возврат к былым позициям рассматриваемого вида кредитования возможен только при комплексном улучшении состояния, как банковской системы, так и других отраслей экономики. В обозримом будущем полное восстановление видится весьма призрачным, однако решающим фактором, в любом случае, станет либо постепенный переход к более или менее стабильному положению в экономике страны либо очередные резкие удары, которые, конечно, будут способствовать дальнейшему снижению рынка кредитования в целом и розничного кредитования в частности.
Развитие иных сегментов банковской деятельности, на мой взгляд, не имеет прямого отношения к укреплению или ослаблению рассматриваемого вида кредитования. Сложная ситуация в корпоративном секторе, к сожалению, может служить основанием скорее для ослабления и данного вида финансирования, однако любой банк в целях выживания естественно должен определить для себя какой-либо курс, позволяющий преодолеть сегодняшнюю штормовую ситуацию и возможно многие остановятся именно на корпоративном секторе.