Как любят в России ярлыки и громкие слова! Кто только в последнее время не употреблял в разговоре слово «кризис» в отношении экономики мира и страны! В начале 2008 г. ставили вопросительный знак, а в конце — многоточие. Большинство предполагает, что с началом 2009 г. рядом необходимо ставить восклицательный знак да еще добавлять: «Караул!!!».
Данное грамматическое вступление, на мой взгляд, четко характеризует отношение наших сограждан к происходящему в экономике и особо подчеркивает социальный аспект российского кризиса. Если в США и других странах о кризисе по большому счету задумываются в основном правительства, крупные компании и в меньшей степени граждане, боясь потерять не саму работу, а достаток, которым они обладали в докризисные времена, то в России социальная составляющая гораздо сильнее.
По привычке в нашем государстве считают, что «лучше перебдеть, чем недобдеть». Поэтому в отличие от всего мира у нас растут цены почти на все товары и услуги (а вдруг завтра будет хуже? Надо сейчас ухватить последнее). По той же причине наблюдаются массовые увольнения «белых и синих воротничков» (с одной стороны, подстраховка и минимизация неэффективных затрат, а с другой — освобождение под шумок от неугодного балласта), причем такими темпами, что впору задуматься не о кризисе, а о конце света. Обвально падает потребление (пустеют не только бутики, но и торговые центры).
Ситуация близка к социальному взрыву, и правительство судорожно, непланомерно и несистемно (а значит, менее эффективно) пытается решить вопрос, делая «примочки» в виде денежных вливаний в особо напряженные области.
Мы все виновны понемногу…
Винить в данной ситуации некого, поскольку ошибались все. И государство в целом, которое решало социальные вопросы не системно, а компаниями и думало, что энергоносители всегда будут в большой цене и спросе, превышающем реальное предложение. И Минфин в частности, который вкладывал накопленные средства в экономику других стран — как оказалось, не таких устойчивых. И Минэкономразвития, которое строило экономику на экспорте энергоносителей. И Минпромэнерго — не понятно за что, так как не понятно, за что вообще оно отвечает, а должно как минимум переориентировать промышленность с добычи сырья на дальнейшую более глубокую переработку и высокотехнологичное производство. И граждане, порой закладывавшие в свои расходы будущие доходы, которым, возможно, не суждено материализоваться. Ведь каждый из нас, покупая квартиру или машину, не задумывался, потянет ли он эту покупку в долгосрочном периоде. Нет, каждый думал: «Ничего, что дорого, будет еще дороже».
Цепочка «виноватых» не зря замыкается гражданами, ведь в конечном итоге не для самого факта производства создается продукция, не для простого существования работают промышленные предприятия, а для того, чтобы насыщать рынок товарами и услугами, удовлетворять растущие потребности социума. А роль государства в общем и правительства в частности — активное участие в процессе производства и справедливого (без «шариковщины») распределения была причудливым образом искажена.
Что мы видим сейчас. Опять, как в эпоху «дикого капитализма», впереди неопределенность. Приходится вспоминать старинное российское занятие — «затягивание поясов потуже». А ведь уменьшение потребления (потребностей) — это стресс отдельного индивидуума, который, объединяясь с такими же системами, ведет к социальному взрыву. Хотя потребностям среднего россиянина неуловимо далеко до потребностей среднего американца.
Важнейшей причиной общей неудовлетворенности властью является, по данным соцопросов, не разгул преступности и даже не коррупция, а бытовая жилищная неустроенность. Чего стоит крылатая фраза Воланда о москвичах, испорченных жилищным вопросом! М. Булгаков был не прав в одном: не только москвичи, а почти все россияне обременены жилищным вопросом: от олигарха, который не может приобрести квартиру с определенными данными и по «справедливой» цене (которую он-таки найдет, но в Лондоне), до простого россиянина, не имеющего возможности приобрести какое-либо жилье.
Именно поэтому выход из кризиса (раз) и значительное снижения градуса социальной напряженности (два) видятся в помощи государства строительной отрасли (жилищное и дорожное строительство, коммерческая недвижимость и т.д.). Размеры помощи точно назвать невозможно, можно лишь утверждать, что бесконтрольные вливания в эту отрасль принесут скорее вред, чем пользу. Взять, к примеру, решение о выкупе недостроенного (читай — неликвидного по стоимости, а потому нереализованного) жилья. Огромные субсидии просто растворятся в недрах строительных монополий и будут «распилены особо приближенными» физическими и юридическими лицами.
Государству в лице своих органов не стоит поступать таким образом. Непоправимый вред будет нанесен рынку жилья, а через него — экономическим отношениям и самой власти в виде разрастания «язвы коррупции» и недоверия к правительству.
Все утверждения, что строительная отрасль будет стагнировать, безосновательны и зиждятся на элементарном желании получить сверхприбыль сейчас, не меняя правил игры и не прилагая дополнительных усилий. Любой экономист скажет, что арбитражная ситуация не может продолжаться очень долго (проще говоря, свято место пусто не бывает) и на место несостоятельных крупных строительных гигантов (например, в Москве) придут более мелкие, но не менее опытные компании из регионов.
А КАК У НИХ
Сегодня на одного европейца приходится около 36 кв. м жилой площади, на американца — от 50 до 70 кв. м. В среднем по России данный показатель равен 20,5. Даже с учетом приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», в соответствии с которым в 2006—2010 гг. будет реализована программа по строительству жилья (до 80 млн кв. м в год), средний россиянин может рассчитывать не более чем на 21,5 «квадрата». Правда, и это неплохо — в не столь отдаленном прошлом наш гражданин проживал в почти вдвое стесненных условиях.
Правительство РФ могло бы уже сейчас, действуя на перспективу, наметить план развития строительной отрасли, которая по примеру США в период Великой депрессии способна стать локомотивом экономического роста.
Вместо стагнации — рост
Одним из вариантов точечного воздействия на стройиндустрию может быть принятие государственного плана (госпрограммы) неотвлеченного или лозунгового характера («каждой семье — отдельную квартиру» или «доступное жилье»), а с набором конкретных мер и персоналий. Например, создание госкорпораций (как ни дискредитировало себя данное сокращение, но более удобного не придумано), а точнее, нескольких, в структуре единого холдинга.
Государственная корпорация, обладая управляющей функцией по отношению к двум направлениям своей деятельности, производственной и имущественной, осуществляла бы общее руководство и координацию усилий в едином русле. Руководитель такой компании должен иметь статус не ниже замминистра (например, промышленности и торговли) для оперативного решения многих бюрократических вопросов, обязательно возникающих в процессе хозяйственной деятельности, а также для повышения статуса самой корпорации и государственной программы в целом.
Первое и наиболее крупное предприятие (по численности персонала и объемам производства), условно названное «Строительный комплекс», должно обладать необходимым набором средств (господдержка), разрешительной документацией (лицензиями, техническими документами, техпланами и заданиями и др.), а также квалифицированными кадрами, позволяющими (как непосредственно, так и в лице дочерних компаний):
- осуществлять промышленное и гражданское (жилищное и социально-бытовое) строительство, а также прочие инженерные сооружения (дороги, в том числе железные, трубопроводы, коммуникации, включая ЛЭП и связь) и др.;
- брать на себя функции и генподрядчика и представителя гензаказчика (государства);
- производить для собственных нужд и реализовывать строительные материалы и услуги;
- выступать в качестве учредителя при создании предприятий строительной и смежных с ним отраслей; и так далее.
Создание на данном этапе новой компании представляется более перспективным, чем реорганизация существующего предприятия (например, федерального, муниципального или выкупленного государством), поскольку позволит избавиться от связей и зависимостей неэкономического характера. В дальнейшем, однако, не исключена реорганизация (в форме присоединения) или выкуп подразделений в рамках строительного холдинга, особенно по территориальному признаку (филиалы и представительства в регионах).
Вторая госкомпания организационно выглядит чуть сложнее, что обусловлено спецификой ее деятельности. Итак, на наш взгляд, необходимо создание компании с условным названием «Имущественный комплекс» (что характеризует сферу деятельности). На балансе данного предприятия должны находиться все материальные (а возможно, и некоторые нематериальные) активы предприятия «Строительный комплекс» и иных входящих в структуру строительного холдинга. Как будет передано имущество в собственность предприятия «Имущественный комплекс», это отдельная тема. Возможны несколько вариантов:
— вклад в уставный капитал государственного имущества и денежных средств (финансирование реального сектора);
— покупка и выкуп на кредитные государственные и (или) собственные средства, в том числе лизинг;
— участие в реприватизации (национализации) убыточных компаний, в конкурсах;
— получение залогов, секьюритизация рисков (сертификаты недвижимости, ипотечные агенты);
— аренда, в том числе финансовая;
— иные способы владения, пользования и оперативного управления, допускаемые законодательством.
Основным видом деятельности «Имущественного комплекса» является эффективное управление имуществом — как собственным, так и переданным в управление. Весь (или практически полный) перечень имущества является материально-технической базой «Строительного комплекса» и передается ему в аренду или управление (например, как незавершенное строительство). Показателем эффективности должна стать не доходность на единицу активов (она может быть запредельной, так как имущественный комплекс, передавая имущество в аренду строительному комплексу, будучи монополистом, может рассчитывать на сверхприбыль), а некий коэффициент, завязанный на себестоимости конечного продукта. Чем ниже себестоимость (например, кв. м жилья), тем эффективнее управление имуществом. Возможна даже бесплатная аренда строительного имущества и оборудования строительным комплексом для реализации социальных проектов и покрытие убытков по содержанию этого имущества за счет прибыли, полученной от реализации коммерческих планов.
КСТАТИ
По данным СМИ, в Москве на треть сократилось количество автомобилей на дорогах, и на 200 тыс. человек — ежедневный пассажиропоток в метро.
(Д.В. Гаев в интервью газете «Взгляд» 19 марта 2009 г.)
В перспективе возможна передача недвижимого имущества в закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости (ЗПИФН) под управлением опытной управляющей компании (возможно, с долей государства). Данное решение позволит уменьшить налоговое бремя, что, в свою очередь, сыграет положительную роль в уменьшении стоимости конечного продукта (квадратный метр жилья, погонный метр дороги и т.д.).
К оживлению промышленного и гражданского строительства приведет и следующее, вполне логичное действие государственных структур, а именно размещение гарантированного заказа для нужд стройиндустрии в смежных отраслях. Например, в металлургии и металлообработке, как в черной (арматура, сортовой и листовой прокат и др.), так и цветной (кабели, легкие конструкции, профили и т.д.). Использование аукционов и конкурсов поможет достичь двойной цели: удешевление конечного продукта без ухудшения потребительских свойств и получение госзаказа победителем конкурса, что позволит обеспечить занятость работников и загруженность оборудования.
В настоящий момент от 25 до 50% продукции заводов черной металлургии — это товары для строительного комплекса (сортовой прокат для железобетонных изделий и конструкций, тонкий лист для покрытий и отделки т.д.). Кроме того, в эту группу товаров и изделий можно включить продукцию машиностроения: строительную технику и оборудование, грузовой транспорт и т.п. В итоге получим от 60 до 70% продукции черной металлургии, завязанной прямо или косвенно в строительной отрасли. Примерно такие же цифры и в цветной металлургии. Государственная поддержка стройиндустрии повлечет рост активности в смежном секторе — металлургии, которая, в свою очередь, является потребителем горнодобывающей и обогатительной промышленности. Продолжая технологическую цепочку можно с уверенностью сказать, что упомянутые отрасли являются весьма энергоемкими (электричество, уголь, нефть), поэтому рост потребления энергоносителей подтолкнет спрос на них (на внутреннем рынке точно).
Хорошо забытая инновация
Еще одна новация, которая может интенсифицировать строительный процесс (точнее, это хорошо забытое старое) — организованный набор рабочих. Данная инициатива государства в период развитого социализма позволяла более рационально и эффективно использовать рабочую силу за счет перераспределения человеческих ресурсов из «индустриально отсталых» районов в остро нуждающиеся в рабочих кадрах. Таким образом можно решить проблему и с незаконной миграцией, и с занятостью граждан РФ в районах, испытывающих наиболее сильные последствия от безработицы (например, из-за кризиса или банкротства градообразующих предприятий).
Наиболее выгоден с точки зрения строительной отрасли и перераспределения рабочей силы и материальных ресурсов вахтовый метод (укомплектованные бригады рабочих и специалистов прибывают на место производства (например, рытье котлована под строительный объект), производят свою часть работ и освобождают место для другой укомплектованной бригады (допустим, монтажников железобетонных конструкций). Те «передают вахту» отделочникам и т.д.). Конечно, возрастут транспортные расходы, однако увеличится эффективность труда и сократятся сроки окончания строительства. Если работать увеличенную смену (световой день), не останется времени на пагубные занятия и пристрастия (пьянство, бытовая преступность). Работники лично заинтересованы в скорейшем окончании вахты. Кроме того, деньги, полученные в качестве оплаты труда, тратятся в «родных пенатах» (недаром так богаты были портовые города).
Решение транспортных тарифов с «РЖД» позволит сделать мобильнее предприятия и эффективнее использовать технику, особенно при дорожном строительстве. «РЖД» как потребитель услуг (новые маршруты) будет иметь возможность повысить занятость, увеличить грузопоток металла и стройматериалов, машин и оборудования, древесины и прочих материалов, потребляемых в строительстве, а также увеличить пассажиропоток рабочих кадров.
Перечисленные отрасли плюс транспорт (который, несомненно, выиграет от активизации хозяйственной деятельности на внутреннем и на внешнем рынках), являются наиболее ресурсоемкими как в смысле рабочих кадров, так и в материальном смысле. И хотя первое (малая автоматизация и наличие ручного труда) можно отнести к недостаткам, в данном случае этот недостаток — в нашу пользу. А именно до 2/3 трудоспособного (вместе с уже занятыми в строительстве и смежных видах хозяйственной деятельности) населения России может быть обеспечено работой в данных отраслях за счет инициативы государства как крупнейшего участника строительной отрасли. Не надо быть великим экономистом, чтобы прогнозировать рост потребления, а значит, покупательский спрос, при росте стабильных доходов этой части населения, что способно активизировать производство товаров и услуг.
Отрасль, повышающая доверие
Еще одна точка приложения государством усилий в области строительства — поощрение кредитования строительных компаний (например, уменьшением резервов банков на суммы кредитов, выданных строителям непосредственно на возведение объектов и (или) приобретение стройматериалов и оборудования). Это будет способствовать притоку ликвидности в реальный сектор экономики, а не спекуляциям на валютном рынке, которые обесценят любые вливания государства в банковский сектор.
Чтобы данный проект был эффективен, необходимы планомерная работа и постоянный контроль государства в течение длительного времени (еще лучше навсегда, если мы строим социально ориентированное государство, а не очередную компанию с громким названием).
У России большой опыт в решении жилищных проблем своих граждан, к сожалению, не всегда положительный. В 1960-х гг.
удалось снизить остроту жилищной проблемы, но, как оказалось впоследствии, за счет размещения людей в «хрущобах». Затем были «брежневки» и увеличенные объемы строительства (рекордные 80 млн кв. м в год — знакомая цифра). Далее следовал перестроечный развал строительной отрасли под лозунгом «Каждой семье к 2000 г. — отдельную квартиру!». И наконец, программа «Доступное жилье — гражданам России», сделавшая жилье совсем недоступным, хотя объемы строительства планируется довести до предперестроечных (уже что-то).
Стоит отметить, что возведение жилья — это та часть строительной отрасли, само обращение внимания государства на которую повышает кредит доверия действующему правительству (а если в этом направлении делаются реальные шаги, да еще дающие положительные результаты, доверие возрастает в разы). До сих пор Россию считают страной — источником энергоресурсов. И даже из этого можно извлечь дивиденды, установив прямую зависимость от общего объема налога на добычу полезных ископаемых и инвестиций в строительную отрасль, зафиксировав НДПИ в границах, достаточных, чтобы добывающие предприятия были заинтересованы в разведке и освоении новых месторождений, а стройиндустрия — в постоянном и гарантированном притоке денежных средств.
В общем вариантов много. Конечно, существует возможность ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Думаю, большинство россиян ждут именно этого, а не объяснений причин кризиса, наступления «второй волны» или сроков его окончания, чем занимаются сейчас большинство министров (и аппаратчиков) экономического блока. Поэтому в дальнейшем лучше не испытывать терпение электората, а заняться решением конкретных задач.