Центральный банк РФ планирует с помощью поправок в свои нормативные документы стимулировать 156 банков, не работающих с вкладами населения, раскрывать своих конечных владельцев. Эксперты считают, что заставить мелкие банки раскрывать реальных владельцев можно, только изменив Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Кстати, реальных собственников придется раскрывать не только банкам, входящим в систему страхования вкладов.
К концу этого года вступят в силу поправки в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц», требующие от участников системы страхования вкладов (ССВ) раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления. В настоящее время участниками ССВ являются только 938 банков, а лицензии на осуществление банковской деятельности имеют 1094 банка. Таким образом, банки — участники системы, и те, кто в нее не входит, оказались в неравном положении.
На прошедшем Международном банковском форуме представители Центробанка назвали несколько вариантов устранения возникшего противоречия. Чтобы стимулировать банки за пределами ССВ к публичному раскрытию информации о реальных собственниках, директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский предложил внести поправки в указание ЦБ «Об оценке экономического положения банков», где определены пять классификационных групп кредитных учреждений. Распределение по группам зависит от качества капитала, активов, доходности, ликвидности и прозрачности структуры собственности.
Если структура собственности признается непрозрачной, банк не может подняться выше третьей группы. «Сведения о конечных собственниках банка можно использовать для оценки экономического положения банков в рамках общего надзора», — пояснил А. Симановский. Ухудшение позиции в группе может быть чревато сокращением финансирования в ЦБ РФ.
Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Михаил Сухов предложил внести поправки в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», чтобы распространить требование публичного раскрытия реальных собственников на все банки.
Из 156 банков, не входящих в систему страхования, только Межпромбанк относится к крупным кредитным учреждениям, он входит в топ-30 российских банков. Остальных игроков вряд ли можно стимулировать раскрывать информацию о реальных владельцах, считает вице-президент ФБК Алексей Терехов. «Эти банки не привлекают финансирование как в ЦБ, так и на открытых рынках капитала, поэтому им это раскрытие просто не нужно», — соглашается предправления Межпромбанка Александр Диденко. Межпромбанк, по его словам, и так раскрывал реальных собственников как рейтинговым агентствам, так и аудиторам, поскольку неоднократно привлекал финансирование с международных рынков. Кроме Межпромбанка эти поправки могут иметь значение для банков, работающих в России менее двух лет, а потому не подававших пока заявку на участие в системе страхования вкладов, полагает аналитик «ВТБ Капитал» Дмитрий Дмитриев. По его мнению, если ЦБ поставит целью обязать все банки раскрывать реальных собственников, то он может внести соответствующие поправки в Закон «О банках и банковской деятельности» и несоблюдение этого требования может грозить банку отзывом лицензии.
Кроме собственно поправок Центробанк планирует разработать дополнительные стимулы для банков. В частности, как сообщил заместитель директора юридического департамента ЦБ РФ Алексей Гузнов, регулятор намерен рекомендовать аудиторам и рейтинговым агентствам учитывать прозрачность структуры собственности при выставлении заключений и оценок.
В рейтинговых агентствах никаких перемен с возможными рекомендациями ЦБ РФ не связывают. «Для нас раскрытие реальных собственников — один из важнейших элементов объективного анализа, — говорит банковский аналитик Standard & Poor`s Елена Романова. — Если мы не знаем реальных владельцев, трудно судить о возможностях финансирования, поддержки, развития банка — а все это непосредственно влияет на финансовую устойчивость банка». Вряд ли фактор публичного раскрытия собственников отразится и на работе аудиторов, добавляет вице-президент ФБК А. Терехов: «Аудитор подтверждает отчетность банка, и здесь не имеет значения, есть ли публичное раскрытие реальных собственников или нет».
Впрочем, банки, находящиеся как в системе страхования вкладов, так и за ее пределами, раскрывать эти сведения не торопятся. По мнению А. Диденко, возможно, это связано с тем, что в кризис законодательство меняется слишком часто, в том числе в отношении банков, входящих в систему страхования вкладов. «Команду банки получили, но выжидают: а может, еще все поменяется», — предполагает банкир.