Объем собранных в январе – мае налогов снизился почти на треть. Только сокращение поступлений налога на прибыль, ставка которого была уменьшена до 20%, составило 215,4 млрд руб. В целом объем налогового антикризисного пакета обошелся казне в 1 трлн руб. Отныне никаких дальнейших послаблений налогоплательщикам не обещают. Напротив, государство намерено увеличивать налоги, и первым под фискальный пресс попадет крупный бизнес.
В ближайших планах Минфина — увеличение ставок налогов, которое даст возможность пополнить доходы бюджета в следующем году дополнительно на 115 млрд руб. В качестве «затравки» финансовое ведомство собирается повысить ставку НДПИ на природный газ. Размер увеличения пока не ясен, но в копилку федерального центра должно поступить 50 млрд руб.
Кроме того, фискальный каток пройдется по производителям табака и алкоголя, рост акцизов на которые даст бюджету порядка 15 млрд руб. Еще 50 млрд планируется собрать за счет повышения госпошлины.
Увеличение ставки НДПИ, по мнению эксперта Высшей школы экономики Андрея Дементьева, газовый монополист будет вынужден «проглотить и компенсировать из своей прибыли». Внешнеторговые цены диктует мировой рынок, а стоимость голубого топлива для внутреннего потребителя ограничивает государство. Да и сокращающийся спрос не располагает к увеличению цен.
Беспокоит другое. На днях правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в Бюджетный кодекс, который позволяет увеличивать ставки налогов по ускоренной процедуре. На этом фоне предлагаемые Минфином небольшие изменения в налоговых ставках выглядят как разведка перед возможным масштабным наступлением. Оно может начаться в случае продолжения кризиса и дальнейшего сокращения поступлений в бюджет. И не факт, что под прессом останутся только гиганты типа «Газпрома». Есть масса экзотических проектов повышения фискальной нагрузки на весь бизнес.
У налоговой системы две основные функции — фискальная (сбор средств в бюджет) и стимулирующая (развитие экономики). В нынешнем виде НДПИ, считает заместитель главы Минэнерго Сергей Кудряшов, является фискальным инструментом, изымающим экономическую и природную ренту в бюджет. В условиях кризиса, отмечает он, разумно развивать и стимулирующую функцию налогов, иначе скоро не останется самой фискальной базы. Экспортную пошлину и НДПИ, подчеркивает С. Кудряшов, следует развернуть на их первоначальную экономическую цель — защиту отечественной нефтеперерабатывающей промышленности на период ее модернизации. А экономическую и природную ренту целесообразно изымать новым налогом, базой для которого станет сверхприбыль нефтегазовых компаний.
Минфин пока не готов к введению качественно новых налогов. Замруководителя финансового ведомства Сергей Шаталов отметил, что сейчас обсуждается замена НДПИ налогом на дополнительный доход (НДД). Причем лишь для новых месторождений, поскольку его расчет связан с оценкой доходов и расходов, которые произвела компания за все время разработки месторождения. «Такую информацию можно собрать только для новых месторождений», — заметил замминистра.
Пока, судя по всему, Минфин намерен решать проблему пополнения бюджета, как говорится, «в лоб», просто увеличивая ставки существующих налогов. Сегодня повысят НДПИ, завтра — НДС, послезавтра поднимут страховые платежи. Это несложно. Труднее использовать механизмы экономической политики, которые будут не душить предприятия, а стимулировать их развитие и модернизацию экономики.
(Подробно о налоговых инициативах см. в статье «Минфин предлагает бизнесу затянуть пояса» «БП».)