Представители среднего и малого бизнеса жалуются, что в России законы зачастую оказываются на страже интересов крупных компаний в ущерб интересам более мелких производителей и простых граждан.
Льготы монополиям не на пользу: даже в те времена, когда цены на нефтепродукты были крайне высоки, бизнес сырьевых корпораций выстраивался неэффективно. В результате к началу кризиса главными международными должниками в РФ оказались именно крупнейшие корпорации (долг одной только «Роснефти» превышал 100 млрд долл.). Сейчас крупный бизнес получает через уполномоченные банки миллионы госсредств. В то же время повышаются тарифы на энергетику и газ. А для относительно небольших производственных предприятий рост энерготарифов — путь к остановке. По словам представителя ЗАО «ПО „Полимер“» (Тульская область), попытки правительства возместить потери от удешевления углеводородов на мировом рынке за счет повышения тарифов на энергию и газ на внутреннем рынке приведут к тому, что заводу, производящему газонаполненный пенополиэтилен (ППЭ), придется полностью остановить мощности. Таких примеров немало. «Маленькими» жертвуют в пользу «больших».
Эксперты, анализируя причины кризиса в России, отмечают два главных момента. Вопервых, сырьевая ориентация страны изначально делает российскую экономику, российское хозяйство да и всю страну почти абсолютно зависимыми от стран — потребителей сырья. Купят чушки — живем, не купят — страдаем. Вовторых, неготовность и нежелание крупного бизнеса и политической власти не на словах, а на деле уходить от сырьевой модели. Бизнес не рискует делать долговременные инвестиции, поскольку не уверен в своей неприкосновенности. Политические власти осознают, как опасно менять сложившуюся схему распределения благ, финансовых потоков, так как можно утратить лояльность влиятельных групп и речь тогда пойдет о смене элиты.
Так что структурные реформы, о необходимости которых говорится почти 20 лет, инновационный прорыв, который упоминает Президент РФ Дмитрий Медведев, являются на самом деле реформами политическими. Пока все решения власти, включая законодательные, направлены на сохранение прежней системы хозяйствования (читай — управления страной). Поэтому, например, о российской железнодорожной монополии можно прочесть многое: об износе подвижного состава, о том, сколько требуется инвестиций, о других естественных причинах перманентного роста тарифов. Только об одном получить информацию сложно — о реальной производительности труда (как в этой, так и в других монополиях и крупных корпорациях). А законы пишутся и утверждаются под монополии, а вовсе не для того, чтобы реформировать неповоротливые гигантские структуры. Это и понятно: реформы — дело сложное, неблагодарное, зачастую непредсказуемое. Тем более что цена нефти пошла вверх, авось вернется благоденствие. А представители малого и среднего бизнеса могут продолжать писать жалобы.