Требования к качеству системы принятия управленческих решений постоянно возрастают. В качестве инструмента поддержки их принятия сегодня рассматривается контроллинг.
В российском бизнесе возрастающий интерес к контроллингу объясняется переходом от стихийного управления (решать проблемы по мере их поступления) к регулярному менеджменту. Однако различие в определениях понятия «контроллинг» затрудняет выработку единого языка и инструментария. Поэтому важно уточнить определение контроллинга и его место в системе управления предприятием, а также сформулировать задачу контроллинга, позволяющую эффективно применять экономико-математические и, в частности, оптимизационные методы для решения практических задач бизнеса.
Понятие контроллинга
Большинство ученых и специалистов отмечают информационную и методологическую функции контроллинга и едины в разделении функций менеджмента и контроллинга, а также контроля.
Требованиям современных компаний максимально отвечает контроллинг как функция поддержки принятия управленческих решений, где особое внимание уделяется координации его процесса и деятельности лица, принимающего решение. Отдельные функции могут относиться к сфере деятельности информационно-аналитических отделов, планово-экономических и финансовых служб или выполняться внешними консультантами.
Рассматривая контроллинг как отдельно существующее явление, отличное от предмета деятельности перечисленных служб, необходимо дать его определение, которое позволило бы отделить данную сферу деятельности от экономической или аналитической работы.
Во-первых, контроллинг — инструмент регулярного менеджмента, то есть он может существовать, когда на предприятии строится система именно регулярного менеджмента. Иначе контроллинга на предприятии нет. Действительно, данная особенность принципиально отличает деятельность службы контроллинга от работы информационно-аналитических отделов, функции которых иногда ограничиваются обеспечением руководства структурированной информацией. Применение основных условий регулярного менеджмента в управлении предприятием (в первую очередь наличие документированных регламентированных правил) и реализация принципа обратной связи — одни из базовых принципов функционирования системы контроллинга.
Во-вторых, контроллинг нацелен на выбор оптимальных управленческих решений, то есть он дает их подготовленные варианты. Эта особенность отличает деятельность службы контроллинга от работы планово-экономических отделов, в функции которых входит преимущественно составление калькуляций себестоимости продукции и планирование затрат.
В-третьих, контроллинг основывается на научных методах моделирования и оптимизации.
Итак, контроллинг — это основной аналитический инструмент регулярного менеджмента, позволяющий принимать оптимальные управленческие решения на основе научных методов экономико-математического моделирования.
Таким образом, контроллинг является систематизируемой, моделируемой частью подготовки управленческого решения. В его основе лежит аналитическая функция в широком смысле этого слова: планирование, учет, контроль, выработка проектов управленческих решений на основе формализованных критериев, разработка методик эффективного применения.
Инструментарий
Совокупность применяемых методов и инструментальных средств называют инструментарием контроллинга. При рассмотрении инструментария как формализованной составляющей подготовки управленческого решения необходимо начать с формализации цели, на достижение которой направлена система управления компанией. Чтобы определить пути достижения цели, надо разложить ее на соизмеримые подцели. Эффективный подход к решению данной задачи — сбалансированная система показателей (ССП).
Величины показателей ССП и пути их достижения могут быть определены через построение сценариев развития на основе разработки имитационных моделей. Этот инструмент позволяет прогнозировать варианты дальнейшего развития событий и их влияние на показатели целей компании.
Аналитические модели с использованием методов выбора оптимальных сценариев заметно сокращают количество вариантов и облегчают процесс планирования деятельности компании. Выбор оптимальных сценариев осуществляется через разработку оптимизационных моделей, то есть объединение имитационных моделей с формализованными критериями целей.
Поддержка управления по отклонениям является постоянной задачей контроллинга. При этом его инструменты — методы оперативного планирования и контроля, финансового анализа.
Таким образом, определены четыре основные группы задач контроллинга и соответствующих им инструментов:
-
формализация цели (инструмент — ССП);
-
построение сценариев развития (инструмент — разработка имитационных моделей);
-
выбор оптимальных сценариев (инструмент — разработка оптимизационных моделей);
-
поддержка управления по отклонениям (инструмент — методы оперативного планирования и контроля, финансового анализа).
Задачи
1. Формализация цели. Ее результат — набор показателей, величины которых необходимо оптимизировать, и аргументы, от которых данные показатели могут зависеть. Набор показателей определяется целью компании на выбранном горизонте планирования.
Например, долгосрочной целью для коммерческой организации может быть максимизация стоимости компании. Краткосрочные же цели могут быть не связаны с финансовыми показателями напрямую. Для развивающейся компании это, в частности, количество торговых точек, покупателей.
2. Создание имитационной модели. Данная модель позволяет рассчитывать основные характеристики компании. К ним относятся такие финансовые показатели, как денежные остатки, величины активов и обязательств, величина износа основных средств и др.
В качестве управляющих величин (аргументов) рассматриваются любые показатели, на которые способен влиять управленец, — численность персонала, интенсивность и характер рекламных кампаний и т.д.
3. Построение полной оптимизационной модели. Имитационная модель должна быть дополнена целевыми показателями и ограничениями на допустимые величины аргументов. Это задача многокритериальной оптимизации.
К примеру, при рассмотрении чисто финансовых задач это может быть максимизация прибыли (стоимости компании, рентабельности капитала и т.п.) при обеспечении ликвидности (ограничения на величины коэффициентов платежеспособности и ликвидности) и финансовой устойчивости (ограничения на коэффициенты финансового левериджа и покрытия расходов на обслуживание долга).
Выбор метода решения оптимизационной задачи определяется возможностью иерархии целей и сложностью самой модели. Необходим тщательный анализ зависимости результата от нежелательных изменений внешних параметров.