Обеспокоенное качеством предоставляемых бизнесшколами услуг образовательное сообщество ставит задачу максимально приблизить их к потребностям реального сектора экономики. Кроме того, постоянно возрастающая конкуренция принуждает бизнес-школы пересматривать концепции и бизнес-модели образования, разрабатывать новые программы.
Сегментацию бизнес-образования и разработку программ, альтернативных классическому МВА, сегодня большинство образовательных учреждений рассматривают не только как рыночный механизм удовлетворения спроса, но и как инструмент формирования системы непрерывного обучения.
Отечественное бизнес-образование приобрело, по мнению многих аналитиков, коммерческую доминанту в ущерб профессионализму. Существующая в большинстве учреждений дополнительного обучения бизнес-модель не имеет стратегии развития и не соответствует современным требованиям экономики страны, системно отстает в управлении качеством. Уровень студентов, профессорско-преподавательского состава, самого образовательного процесса — лишь частные вопросы.
По словам Владимира Мау, ректора Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, необходимы повышение практической направленности образования и компетентного подхода, а также переход от традиционной модели профессионального образования к модели непрерывного образования.
Наметившиеся тенденции
Среди тенденций можно отметить увеличение спроса на более короткие прикладные и специализированные программы, а также усиление интереса к модульным программам. Ярко проявляется сегментация школ и потребителей бизнес-образования. Так, можно выделить:
-
бизнес-школы при классических университетах;
-
самостоятельные (как правило, частные) бизнес-школы;
-
бизнес-школы, создаваемые корпорациями, но не являющиеся их структурными подразделениями;
-
корпоративные университеты (создаваемые внутри крупных корпораций);
-
учебные подразделения, создаваемые консалтинговыми фирмами;
-
различные тренинговые компании.
Но основной тенденцией сегодня является возрастающий приоритет новых знаний и компетенций по сравнению с формальным дипломом.
Сегментация бизнес-образования
Из-за размытой модели отечественных бизнес-школ конкуренция развивается не между ними, а среди предлагаемых ими программ. Сергей Пятенко, генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК считает, что основными участниками рынка бизнес-образования в настоящее время выступают вузы, бизнес-школы, корпоративные университеты, поставщики краткосрочных программ и издательства деловой литературы. Их основная цель — нести бизнес-знания и навыки в массы. Сегодня необходимо учить всех и всему, но в разных пропорциях. Если общеделовые и специальные знания для топ-менеджеров могут находиться в соотношении 80 к 20%, то для менеджеров это 50 на 50%, а для специалистов 20 и 80%.
Возвращение к истокам
Активный поиск образовательными учреждениями своей бизнес-модели и форм обучения ассоциативно связывается с Древней Грецией.
В основанных Платоном академии и Аристотелем ликее обучались вполне взрослые люди, порой не очень молодые. Занятия проходили в беседах учителя и учеников во время прогулок по аллеям сада. Лекции тоже были. Но обсуждение философских и научных проблем во время прогулок, перемежающихся физическими упражнениями, было основной формой обучения.
Обучение рассматривалось не как нечто принудительное, а как особого рода удовольствие, направленное на саморазвитие человека. Да и само слово «школа» («схоле») первоначально означало «досуг, свободное занятие».
Запад — Восток
Российское бизнес-образование активно осваивало опыт развитых стран. Есть успехи. По словам президента РАБО Леонида Евенко, основное достижение в том, что сегодня уже создан рынок МВА, который должен регулироваться деловым сообществом. Кроме того, несколько российских бизнес-школ получили международное признание в виде аккредитации британской ассоциации АМВА.
Между тем оригинальных программ МВА мало. Как и западные, они ориентированы на управленцев в стабильной экономике. Кризис никого не обошел стороной. И у ведущих мировых бизнес-школ возникли проблемы.
Тем не менее в ближайшее время на российский рынок бизнес-образования могут прийти ведущие бизнес-школы мира. По словам вице-президента РАБО Сергея Мясоедова, если мы хотим сохранить национальную самобытность, хотим, чтобы наша национальная и региональная специфика учитывалась, мы должны очень серьезно думать о проблемах качества и работать с нашим основным заказчиком — российским деловым сообществом.
Актуальные задачи
Повышение качества бизнес-образования требует ответов на множество вопросов. Каковы приоритеты в подготовке, развитии менеджеров? Необходимо ли в большей степени формировать навыки или иное мышление? На что делать ставку — на национальные особенности или международную конкурентоспособность? Идти от вчерашнего и сегодняшнего в завтра или от будущего к настоящему?
Ряд актуальных задач Российская ассоциация бизнес-образования уже сформулировала:
-
сохранить и укрепить рынок МВА;
-
признать необходимость перемен;
-
понимать суть изменений в среде, организациях, ролях, трендах образования;
-
осознать развитие МВА как политического процесса;
-
найти оптимальную концепцию регулирования рынка МВА, создать для этого адекватную систему;
- обеспечить дальнейшую интеграцию МВА в международное образовательное пространство.
КОММЕНТАРИИ
Бизнес по продаже дипломов
Вячеслав Прокофьев, редакционный директор ИД «РДВ-Медиа-групп», главный редактор газеты «Элитный персонал»
К сожалению, большинство российских бизнес-школ — это по логике и структуре отнюдь не специфическая услуга, а почти в буквальном смысле розничный бизнес по продаже дипломов. Можно ли, находясь в здравом уме, требовать от организаторов образования отбор потребителей? Это было бы по меньшей мере глупо. Обоснованным данное требование становится только тогда, когда образовательный процесс построен по принципиально другой логике, а структура школы включает эндаумент-фонд.
До MBA надо дорасти
Светлана Блохина, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Группа Е4»
Изучение мотивационного профиля слушателей программ MBA показывает их стремление к получению более высоких должностей и дополнительных социальных гарантий. При этом имеющийся опыт и уровень развитости компетенций не позволяют им продвигаться по карьерной лестнице. Достаточно вспомнить пример с мерчендайзером, который возомнил себя директором по маркетингу и удивлялся, почему его резюме даже не читают. Сегодня требуются управленцы, а не выпускники MBA. Практика бизнеса это подтверждает, а системы привлечения на MBA построены по другому принципу.