Чистый убыток группы «АВТОВАЗ» по МСФО по итогам 2008 г. составил 24,7 млрд руб. В 2007 г. была зафиксирована прибыль 3,7 млрд руб.
Аналитики ожидали существенного снижения показателей волжского гиганта, но не настолько мощного. Надо учесть, что по крайней мере полгода из отчетного периода на ВАЗ не «давил» никакой кризис. Напротив, эта компания избрана правительством для демонстрации протекционистских возможностей: и границы для конкурентов закрывают, и кредиты дают.
Российская практика отчетности такова, что этого рода документация всегда неактуальна — поступает поздно. Вот и отчет волжского гиганта за 2008 г. мы видим тогда, когда любопытнее было бы проанализировать данные за последнее полугодие. Тем не менее отчет позволяет сделать несколько выводов. Главный из них: предложенная модель фактически государственного управления производством оказалась совершенно неэффективной. Все аналитики отмечают, что только крайняя неэффективность и некомпетентность менеджмента могли привести к столь провальным результатам в условиях всемерной господдержки.
Сами автомобилестроители упирают на то, что выручка группы «АВТОВАЗ» за 2008 г. относительно прошлого года увеличилась на 2,4%, до 192,1 млрд руб. Это, пожалуй, единственный относительно позитивный показатель в отчете. Но и он при ближайшем рассмотрении перестает радовать. Дело в том, что за тот же период был рост себестоимости продукции со 158,3 млрд руб. до 174,7 млрд руб.
А вот о неэффективности управления свидетельствуют такие данные: рост административных расходов составил примерно 30%. Доля зарплат членов администрации составила тоже примерно треть от всех затрат на оплату труда.
Теперь эксперты ждут плохих данных по полугодию. Дело в том, что все меры поддержки завода со стороны власти не срабатывают. Казалось бы, как раз в кризис местные производители получают фору перед импортерами. Однако «АВТОВАЗ» не смог воспользоваться этим преимуществом. В целом падение продаж автомобилей на российском рынке с начала года составило около 47%. «АВТОВАЗ» стал продавать, по разным данным, меньше на 42—45%.
По российским стандартам бухгалтерской отчетности убытки предприятия за I квартал 2009 г. составили 6,33 млрд руб. Это лишь на 2 млрд руб. меньше, чем убытки за весь прошлый год.
В этом году автогигант получил госпомощь 25 млрд руб., которая тратится на реструктуризацию задолженности. В ближайшие месяцы завод рассчитывает получить у банков кредитов еще на 80 млрд руб. под обещание наладить выпуск конкурентоспособных автомобилей.