В 2010 г. в Кировской области, которая по качеству образования стабильно входит в десятку лучших субъектов РФ, начнется реализация новой программы, направленной на развитие системы образования. В чем ее суть? Об этом мы попросили рассказать главу департамента образования Анатолия Чурина.
— Анатолий Михайлович, какие задачи ставили перед собой разработчики образовательной концепции?
— За последние годы в сфере образования РФ произошли значительные изменения. Мы не намерены копировать все новшества, но рациональные и эффективные просто обязаны применить у себя, если хотим, чтобы наши дети учились в комфортных условиях и получали глубокие знания.
Мы выделили несколько основных направлений, которые, на наш взгляд, нуждаются в корректировке в первую очередь. Например, проблемы дошкольного образования. Речь идет о дефиците мест в детских садах. И хотя их посещают 75% вятских ребятишек, такое положение вещей не может устраивать. Как известно, дети, получившие дошкольное образование, легче адаптируются к требованиям школы, быстрее и лучше усваивают школьную программу.
— Будете строить детские сады?
— Это не панацея. Да, сейчас наблюдается рост рождаемости. Но аналитики подсчитали, что беби-бум продлится недолго и через несколько лет детские сады снова начнут пустеть. Между тем на их содержание тратятся немалые бюджетные (то есть народные) деньги, не говоря уже о том, что любая стройка — крайне затратный проект.
— В чем же выход?
— Мы изучили опыт ряда регионов в решении аналогичных проблем. Есть перспективные наработки, которые попробуем реализовать в Кировской области. Например, денежная компенсация семьям, не сумевшим устроить ребенка в детский сад.
Кроме того, с 2010 г. в приоритетном национальном проекте «Образование» появится еще одно направление — поддержка муниципальных программ дошкольного образования. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрено 5 млрд руб. Среди субъектов РФ данные средства будут распределяться на конкурсной основе. В связи с этим мы готовим ряд проектов, в том числе создание семейных, частных детских садов. К слову сказать, ежемесячную компенсацию родители смогут направлять именно на то, чтобы оплачивать пребывание ребенка в частном детсаде.
— Насколько легко открыть свой детский сад, ведь Роспотребнадзор и Госпожнадзор предъявляют определенные требования? Кто будет контролировать работу детского сада?
— Пожалуй, это самые сложные вопросы, которые предстоит решить. И пока не начнешь работать, все нюансы предусмотреть сложно. Поэтому подобные проекты в 2010 г. мы намерены внедрять экспериментально — в десяти районах области.
Безусловно, граждане, готовые открыть частный детский сад, могут рассчитывать на поддержку муниципальных и региональных органов власти. Кстати, в одном из районов Кировской области уже действует мини-детсад, который посещают всего пять ребятишек. Роспотребнадзор поначалу встретил такую идею в штыки. В конце концов нам удалось достичь взаимопонимания с этой службой.
Что касается контроля, он должен быть. Конечно, это добавит забот всем надзорным структурам. Но цель оправдывает средства.
— В школе тоже начнется большая перемена?
— Да. По новым государственным стандартам каждую школу необходимо оснастить современным оборудованием, обеспечить безопасность, создать условия для здорового образа жизни: сбалансированное питание, полноценный отдых, занятия физкультурой и спортом. За время реализации нацпроекта на эти цели уже затрачены огромные средства: Кировская область получила 466 комплектов для учебных кабинетов.
Тем не менее в нашем регионе 625 общеобразовательных школ, значительная часть из них — малокомплектные. Понятно, что создать исключительные условия в каждой школе невозможно, особенно в период кризиса. В такой ситуации мы предлагаем пойти по пути укрупнения образовательных учреждений. Допустим, в соседних селах несколько малокомплектных школ. Тогда одну из них делаем средней, создаем в ней необходимые условия для занятий старшего звена, а остальные школы преобразовываем в основные и начальные с соответствующей базой для обучения и развития детей.
Подобный опыт в Вятском крае уже есть: в лицее г. Советска сегодня обучаются старшеклассники из 14 районов области. Высокий уровень знаний ребят не позволяет усомниться в успехе эксперимента.
— Содержатся ли в предлагаемой концепции положения о начальном и среднем профессиональном образовании?
— Конечно. Молодой человек, окончив училище или техникум, должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Мы выбрали путь создания центров профессионального обучения. Четыре таких центра (по направлениям металлообработки, деревообработки, строительства и сельского хозяйства) в Кировской области уже открыты. И подобный шаг полностью оправдал себя. Например, профучилище № 4 готовит кадры для завода «1 Мая», учебная база которого недавно пополнилась современными станками с программным управлением. То есть предприятие осознанно и весьма эффективно готовит специалистов необходимого профиля. Такая связка работодателей и учебных заведений — 90% успеха.
— Какой вопрос еще вы намерены решать в ближайшее время?
— Вопрос кадров. Системе образования нужны молодые инициативные специалисты (особенно на селе). Но решение проблемы связано с уровнем зарплаты, жильем, условиями труда… Разумеется, все и сразу изменить не удастся. Но уже в 2010 г. выпускники университетов и колледжей, выезжающие на работу в сельскую местность, получат по 100 тыс. руб. А в качестве некой гарантии мы разработаем соглашение, на основании которого молодой специалист обязан будет отработать в сельской школе определенное количество лет.
— 2010 г. объявлен в России Годом учителя. Разработка концепции развития образования связана именно с этой темой?
— Нет, концепцию мы формировали в течение нескольких лет, правда, ряд проблем не позволил ей стартовать. В 2010-м старт все-таки состоится, и, надеюсь, Год учителя ознаменует наши начинания.
…Когда-то в русских селениях жители, завидев учителя, издали кланялись ему. Хочется, чтобы и сегодня учить, равно как и учиться, было почетным и престижным делом.
Беседовала Е. СЫСОЛЯТИНА