Когда аутсорсинг опасен — 2*

| статьи | печать

Большинство крупных компаний применяют достаточно распространенную схему минимизации налоговых обязательств — аутсорсинг, или аренду персонала. Схема строится на нормах законодательства, поэтому налоговым органам сложно доказать, что это уход от налогов, а не вполне легальная налоговая оптимизация. Но в последнее время им это удается. Пример очередного успеха налоговиков — постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 № 1229/09.

Общий смысл схемы таков. Организация увольняет большинство штатных работников, которые впоследствии устраиваются на работу в компанию, оказывающую услуги по аутсорсингу. После этого организация заключает с данной компанией гражданско-правовой договор о предоставлении персонала. На основании договора компания ежемесячно перечисляет кадровому центру вознаграждение за оказанные услуги. Таким образом, не уплачивает ЕСН за работников. В то же время организация, предоставляющая персонал, применяет упрощенную систему налогообложения. Следовательно, она также не уплачивает ЕСН с заработной платы сотрудников, а лишь начисляет и уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Самое главное при применении такой схемы — юридически правильно оформить ее этапы. Особенно актуально это стало после принятия Пленумом ВАС РФ постановления от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Выводы, приведенные в нем, позволяют налоговым органам квалифицировать такие отношения, как получение необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения налоговой базы по ЕСН.

Дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ 30 июня 2009 г., — ярчайший пример того, как нельзя строить схему по аутсорсингу.

ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Из материалов дела следует, что межрайонная инспекция ФНС России провела выездную налоговую проверку крупной строительной компании. В ходе проверки было установлено занижение налоговой базы по ЕСН за 2004 и 2005 гг. По мнению инспекции, цель заключения обществом договоров аутсорсинга с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и не признаваемыми плательщиками ЕСН, — исключительно получение налоговой выгоды от уменьшения расходов на уплату единого социального налога. В подтверждение этого заключения инспекция привела следующие факты:

— общество является учредителем организаций, с которыми заключало договоры об оказании услуг по предоставлению персонала для осуществления строительства объектов;

— учредителями и руководителями созданных организаций признаются должностные лица общества;

— юридическим адресом данных организаций считается фактическое местонахождение общества;

— организации созданы на базе существовавших в обществе управлений;

— у организаций отсутствует имущество и материальные затраты (приобретение канцтоваров, мебели, оплата коммунальных услуг, услуг связи и др.);

— основная часть сотрудников созданных организаций — бывшие работники общества. Увольнение и прием их на работу осуществлялись в один день;

— зарплата работникам организаций выплачивается из кассы общества и посредством банковских электронных карточек из средств, перечисленных платежными поручениями общества;

— услуги по предоставлению персонала оказывались организациями только обществу;

— доходы, полученные организациями от оказания услуг по предоставлению персонала, компенсировали затраты по выплате заработной платы, компенсации при увольнении, а также налоги, начисляемые на фонд оплаты труда;

— организации уплачивали минимальный налог, поскольку налоговая база для исчисления единого налога по УСН практически отсутствовала.

Учитывая все эти факторы, налоговая инспекция вынесла решение о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также доначислила суммы ЕСН и пени.

СУДЕБНЫЕ ПЕРИПЕТИИ

Строительная компания не согласилась с решением инспекции и обратилась в суд с иском о признании его недействительным. Суд первой инстанции в удовлетворении требований организации отказал.

Суды апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили требования общества. Арбитры посчитали, что налоговые органы не представили достаточных и непротиворечивых доказательств, безусловно и неопровержимо свидетельствующих об осуществлении обществом хозяйственных операций с вновь созданными предприятиями вне их истинного экономического смысла, с целью создания видимости хозяйственных операций для снижения налоговой базы по ЕСН.

Однако Президиум ВАС РФ не согласился с мнением судов. Суд указал, что установленные в ходе проведения мероприятий налогового контроля и в судебных заседаниях обстоятельства дела позволяют сделать вывод, что в рассматриваемом случае имеет место создание условий для целенаправленного уклонения от уплаты единого социального налога.

В своем решении суд опирался на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». В нем, в частности, разъяснялось, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы. Общество заключало с созданными им же организациями, применяющими УСН, договоры найма персонала, который, находясь в трудовых отношениях с организациями, фактически выполнял свои трудовые обязанности в обществе. Такую деятельность надо квалифицировать как направленную на получение необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы по ЕСН.

КАК ПРАВИЛЬНО НАЧИСЛИТЬ ЕСН

Президиум ВАС РФ также обратил внимание налоговых органов на то, что при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности компании сумма ЕСН начислена без учета налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

Как установлено судами, объектом обложения единым социальным налогом явились выплаты, произведенные обществом через эти организации. Значит, при определении размера налоговой обязанности нужно учитывать вычеты в виде исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Президиум ВАС РФ отметил, что инспекции при исчислении ЕСН следовало проверить факт исчисления и перечисления организациями-аутсорсерами страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и применить налоговый вычет.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 237 НК РФ налоговая база по ЕСН определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Статьей 241 НК РФ предусмотрена регрессивная шкала ставок налога. Эти обстоятельства налоговикам также необходимо учитывать при начислении налога.

___________________

* В «БП», 2009, № 18 мы уже рассказывали о неудачной попытке компании минимизировать налоговые платежи с помощью аутсорсинга. Дело дошло до Президиума ВАС РФ, который в постановлении от 28.04.2009 № 17643/08 принял сторону налоговиков. — Примеч. ред.