Сведения об открытии (закрытии) банковского счета обязаны представлять в налоговые органы как организации и индивидуальные предприниматели, так и банковские учреждения. За несоблюдение данной налоговой обязанности указанные субъекты несут ответственность в установленном законом порядке.
Разобраться в порядке и процедуре представления сведений об открытии и закрытии банковских счетов, а также в том, какие именно сведения подлежат передаче в налоговые органы, поможет данная статья.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) банковского счета в течение семи дней со дня открытия (закрытия) указанных счетов.
Обратите внимание! Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей сведения об открытии (закрытии) счета согласно п. 3 ст. 23 НК РФ должны представлять и лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации (нотариусы, адвокаты).
На это указывает также и письмо МНС России от 04.10.2004 № 24-1-10/700@.
При этом банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов счета налогоплательщика в течение пяти дней со дня открытия (закрытия) или изменения реквизитов указаного счета (абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ).
Обратите внимание! Налогоплательщики должны представить сведения в налоговый орган по месту своей регистрации, а банк – в налоговый орган по месту регистрации банка. В соответствии с письмом Минфина России от 14.03.2007 № 03-02-07/1-124 филиалы банка должны направлять указанные сведения в налоговый орган по месту регистрации, указанному в учредительных документах банковской организации.
В соответствии со ст. 6.1 НК РФ в расчет для представления сведений об открытии (закрытии) счета, а также сведений об изменениях реквизитов счета берутся рабочие дни.
Рабочим днем признается день, который не является в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Обратите внимание! За нарушение срока подачи сведений в соответствии со ст. 118 НК РФ на налогоплательщиков – организации и индивидуальных предпринимателей возлагается ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. с привлечением в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ должностных лиц указанных субъектов.
Штрафные санкции на должностных лиц предусмотрены ст. 15.4 КоАП РФ в размере от 1000 до 2000 руб.
Следует отметить, что налогоплательщики – организации или индивидуальные предприниматели не могут быть привлечены к ответственности в отношении непредставления сведений в налоговый орган о закрытии банковского счета в случае одностороннего расторжения договора банковского счета. На это указывает письмо ФНС России от 28.11.2005 № ЧД-6-24/998@.
Напомним, что договор банковского счета подлежит расторжению в одностороннем порядке в случае, предусмотренном ст. 859 ГК РФ, в частности при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету. Однако при этом банк обязан направить владельцу счета письменное уведомление.
Договор банковского счета в данном случае будет считаться расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого уведомления, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.
Банки за невыполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ привлекаются к ответственности по п. 2 ст. 132 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 20 000 руб.
Обратите внимание! Ответственность должностных лиц при этом не предусмотрена.
Следует также отметить: налоговая ответственность банка предусмотрена именно за несообщение им налоговому органу об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя и физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации, а за несвоевременное представление указанной информации ответственность не предусмотрена.
Об этом свидетельствует и судебная практика (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.03.2006 № Ф04-1852/2006 (20929-А45-26) по делу № А45-18766/05).
Таким образом, если налоговыми органами не установлен факт представления как банками, так и налогоплательщиками указанных сведений, то они вправе привлечь к ответственности данных субъектов.
Если же представление сведений датируется более поздней датой в соответствии со статьями 23 и 86 НК РФ, то у налогоплательщиков и банков есть шанс отстоять свои интересы в судебном порядке.
Согласно ст. 11 НК РФ под счетом понимается расчетный (текущий) и иной счет в банках, открытый на основании договора банковского счета, на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Следовательно, если банковский счет удовлетворяет условиям, указанным в определении, данном в ст. 11 НК РФ, то сведения об его открытии (закрытии) или изменении реквизитов должны быть направлены в налоговые органы по месту регистрации юридического лица, а в случае индивидуального предпринимателя – по месту жительства данного физического лица как банками, так и самими субъектами.
Так, письмом МНС России от 01.02.2002 № 14-3-04/218-Г530 «Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов» установлено, что текущий валютный счет, транзитный валютный счет, а также специальный транзитный валютный счет отвечают условиям счета, указанным в ст. 11 НК РФ, а следовательно, сведения об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов указанных счетов должны представляться в налоговые органы банками, организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, занимающимися частной практикой, в соответствии с порядком, установленным законом, в соответствующие сроки.
При этом если организация открывает депозитный счет, то она и банк, в котором был открыт данный счет, не обязаны сообщать сведения в налоговые органы, поскольку депозитный счет в соответствии с положениями ст. 834 ГК РФ открывается на основании договора банковского вклада и тем самым не подпадает под требования. предъявляемые к счету ст. 11 НК РФ.
Интересна позиция налогового законодательства в отношении бюджетных учреждений. Напомним читателю о том, что до 1 января 2007 г. бюджетные организации были не обязаны сообщать сведения об открытии (закрытии) лицевых счетов в налоговые органы, поскольку понятие лицевого счета не соответствовало понятию счета, установленного ст. 11 НК РФ.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 137–ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» в положения статей 11 и 23 НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2007 г.
Поэтому на сегодняшний день бюджетные организации обязаны, как и коммерческие организации, представлять в налоговые органы сведения об открытии (закрытии) счетов в порядке, установленном законом.
ФНС России в своем информационном сообщении от 25.01.2006 определила порядок уведомления налоговых органов об открытии (закрытии) налогоплательщиком банковских счетов за рубежом.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели – резиденты вправе открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
При этом п. 2 ст. 12 Закона № 173-ФЗ установлено, что вышеназванные субъекты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Сведения, указанные выше, представляются в налоговый орган в письменной форме в свободном порядке.
Отметим, что до 1 января 2007 г. для открытия банковского счета в банках, находящихся за пределами территории Российской Федерации, требовалась предварительная регистрация в налоговых органах по месту учета.
Однако на сегодняшний момент данная предварительная регистрация не требуется.
Обратите внимание! Сведения об открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета должны представляться в налоговые органы в письменной форме.
При этом форма представления указанных сведений для банков и иных кредитных учреждений, имеющих лицензию Банка России, установлена Приказом ФНС России от 13.12.2006 № САЭ-3-09/861@ «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета».
Как сообщается в письме Минфина России от 18.04.2008 № 03-02-07/1-153, письмом ФНС России от 05.02.2007 № ЧД-6-09/75@ «О направлении Разъяснений по заполнению форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета» установлены правила заполнения соответствующих форм.
В частности, в подпунктах 2 и 5 разд. 6 указанных Разъяснений указываются реквизиты, при изменении которых банк обязан направить сведения в налоговые органы.
Для представления сведений в налоговый орган банк в соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ помимо использования бумажных носителей вправе направлять указанную информацию с использованием электронных средств.
Порядок совершения этих операций регулируется положением Банка России от 07.09.2007 № 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета».
Что касается налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с законодательством Российской Федерации, то для них форма представления сведений об открытии (закрытии) счетов (форма № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)») была утверждена Приказом ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@.