Перспективными регионами для развития бизнеса в посткризисный период могут стать крупные агломерации и области, в которых не исключена диверсификация экспортных поставок. Однако помешать предпринимателям здесь могут неразвитость инфраструктуры, неэффективные рынки земли и недвижимости, а также слабость территориального планирования.
Россия входит в число государств с наибольшей территориальной концентрацией. Более половины нашего ВВП производится на 5% территории. Однако на просторах страны ощущается дефицит крупных городов. Число городов-миллионников сократилось с 13 в 2003 г. до 11 в 2007м. Причем крупнейшие агломерации России уступают по размерам большим городам развитых стран, а их экономическая плотность ниже, чем в продвинутых государствах.
Например, ВВП (по паритету покупательной способности) на душу населения в Токио, по данным UK Economic Outlook, составляет 33,8 тыс. долл., а в Москве — лишь 19,5 тыс., в Петербурге еще меньше — 11,5 тыс. долл.
Вместе с тем уже ясно, что именно агломерации станут важнейшим направлением развития экономики после кризиса. По мнению руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаила Дмитриева, они будут развиваться как финансовые центры, кластеры постиндустриальной экономики и территории создания инноваций.
Источником трудовых ресурсов для агломераций станут малые города и депрессивные территории. Доля внутренних трудовых мигрантов, по оценке руководителя Центра экономических и финансовых исследований и разработок Сергея Гуриева, возрастет в перспективе в четыре раза.
Достаточно перспективным, в частности, аналитики консалтинговой компании Bauman Innovation считают Приволжский федеральный округ, располагающий высокопроизводительным энергетическим комплексом, химической промышленностью, строительной индустрией и рядом других отраслей.
Некоторые российские регионы после кризиса, прогнозирует М. Дмитриев, повторят сценарий развития Центральной и Восточной Европы на рубеже веков. Они будут выходить на внешние рынки с несложными видами продукции (мебель, продтовары) с последующим движением вверх по цепочкам добавленной стоимости. Опорой их развития станут иностранные инвестиции в обрабатывающую промышленность.
Большие возможности для развития внешней торговли, отмечают эксперты Bauman Innovation, заложены в СевероЗападном федеральном округе, где существуют реальные перспективы для диверсификации экспортных поставок за счет текстильных материалов, изделий из железа и стали, строительных конструкций, бумаги и картона, отопительного оборудования, фармацевтических продуктов и пр.
Но развитию агломераций и регионов, в которых есть возможности диверсификации экспортных поставок, мешают прежде всего неразвитость инфраструктуры, неэффективные рынки земли и недвижимости, монополизация строительной отрасли. Кроме того, отсутствует четкая политика реструктуризации, которая создает наилучшие предпосылки для продолжительного экономического подъема.
В России выбор между двумя подходами к реструктуризации будет происходить не только в масштабах страны, но и в каждом отдельном регионе. Субъекты Федерации, содействующие структурным сдвигам в экономике, окажутся наиболее привлекательными для инвесторов в период подъема.
Наконец, у большинства перспективных регионов слабая система территориального планирования. По мнению аналитиков ЦСР, ни один проект развития агломераций пока не реализован.
Примером несбалансированности регионального развития (несоответствия в сроках ввода объектов инфраструктуры и проектов освоения месторождений) стал Дальневосточный федеральный округ. Здесь за последние годы упала отдача от государственных и частных инвестиций (около 1 трлн руб.). В результате заморожены большие средства, которые могли бы вывести регион в лидеры экономического роста.
Особенно остро стоит проблема координации планов и намерений инвесторов разных форм собственности. Бизнес должен получить реальный доступ к участию в разработке региональных планов социально-экономического развития. Иначе многие планы субъектов Федерации так и останутся пустым документом.