Российский рынок рыбных консервов и пресервов прошел стадию упадка и в последнее время достаточно активно развивается. Отрадно, что основной вклад в оздоровление отрасли вносят российские компании. Свободная емкость отечественного рынка консервной продукции находится в пределах 250—350 тыс. т, или 750—1000 млн условных банок. Наращивание объема производства этой продукции создает реальные условия для снижения ее стоимости.
К результатам заметного оздоровления рыбной отрасли можно отнести расширение производителями ассортиментной линейки (в частности, экзотическими товарами) и брендирование своей продукции в целях повышения заинтересованности и узнаваемости среди покупателей. Лидером на российском рынке выступает бренд «Санта Бремор», далее следуют «Русское море», «Меридиан», «Марина».
В производство рыбных консервов и пресервов значительный вклад вносит Калининградская область, которая поставляет в торговые сети 45% данной продукции. На начало нынешнего года в регионе действовали порядка 15 рыбоперерабатывающих предприятий, из которых 10 занималось консервированием.
Анализ рынка консервов и пресервов из рыбы с разбивкой по видам данной продукции показал, что в последние годы большая часть производства приходится на натуральные консервы и пресервы (45%). Их производство в 2008 г. составило 403,2 млн условных банок. К основным видам консервов в натуральном соусе относятся печень трески, лососевые, из сельди, скумбрии, крабовых. Второе место занимают консервы и пресервы рыбные в масле — 215,0 млн условных банок. Далее следуют консервы в томатном соусе — 161,3 млн, натуральные из сельди — 62,7 млн, рыборастительные — 26,9 млн условных банок.
Одним из положительных моментов развития отрасли является снижение доли импорта на российском рынке: если в 2002 г. импортная продукция занимала немногим менее половины рынка, то уже к нынешнему году едва превысила пятую часть.
К негативным тенденциям рынка рыбных консервов и пресервов можно отнести три основных момента. Во-первых, зависимость от сырья из Китая. Нормой стала ситуация, когда отечественные производители переправляют российское сырье на китайские заводы, а потом закупают уже переработанную продукцию. Во-вторых, присутствие на рынке контрафактной продукции. По нашим оценкам, она составляет от 25 до 37%. И в-третьих, если ранее в структуре себестоимости консервной продукции стоимость тары не превышала 10%, то в настоящее время она доходит в среднем до 40%.
ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ
ТОВАРНЫХ РЫНКОВ НА САЙТЕ