Федеральная налоговая служба направила своим подразделениям письмо от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ», которое размещено на ее официальном сайте 1 июля 2009 г. Документ сразу же наделал много шума. Дело в том, что этим письмом ФНС России самочинно фактически отменила утвержденные Правительством РФ формы заявлений, применяемые в регистрационной процедуре организаций. А взамен рекомендовано использовать никем не утвержденные формы. Попытаемся прояснить создавшуюся ситуацию.
Таинственный орган
Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 312ФЗ) кардинально «перекроил» правовую базу, регулирующую деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Так, единственным учредительным документом этих организаций стал устав. Появилась возможность ограничить выход из общества его участников. Значительным изменениям подверглась ст. 21 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», устанавливающая правила перехода доли участника ООО или ее части к другим участникам и третьим лицам. В частности, установлено, что связанные с таким переходом сделки подлежат нотариальному удостоверению.
Также предусмотрено, что уставы существующих ООО должны быть приведены в соответствие с новыми положениями до 1 января 2010 г. А это значит, что данные организации, начиная со дня вступления в силу Закона № 312-ФЗ (то есть с 1 июля 2009 г.) должны пройти перерегистрацию. Вновь создаваемые ООО будут регистрироваться уже по новым правилам.
Отметим, что поправки внесены и в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации). Он устанавливает перечень документов, которые необходимо представить в налоговый орган для проведения соответствующих процедур. К таким документам относятся и различные формы заявлений «просителей». Закон о госрегистрации определял ранее, устанавливает и сейчас, что эти формы утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Однако они были утверждены самим правительством — постановлением от 19.06.2002 № 439. Спрашивается, почему?
Казалось бы, законодатель имел в виду именно ФНС России, которая согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации юридических лиц. В то же время данное Положение, педантично перечисляя все формы документов, которые уполномочено утверждать налоговое ведомство, не включает в этот перечень формы заявлений, необходимых для регистрационных процедур. Можно предположить, что правительство, так и не определив соответствующий орган, вынужденно взвалило на себя мелочное для него бремя.
В авральном режиме
Для того чтобы закон заработал, зачастую требуется принятие новых или обновление ранее действующих подзаконных нормативных актов. И традиционно их не успевают принять или обновить к нужному сроку, что затрудняет правоприменительную деятельность. Так произошло и на этот раз. К 1 июля 2009 г., когда потребовались новые формы заявлений, выяснилось, что Правительство РФ не только не утвердило их, но и не удосужилось уточнить упоминаемый в Законе о регистрации уполномоченный орган. Что же делать?
Налоговое ведомство решило действовать быстро и решительно. В обсуждаемом письме, в частности, отмечается, что формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», № 13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные вышеупомянутым постановлением Правительства РФ, не отвечают требованиям Закона № 312-ФЗ. Поэтому до утверждения в установленном порядке новых форм указанных заявлений ФНС России рекомендует использовать формы, размещенные на ее сайте по адресу www.nalog.ru. Управлениям налогового ведомства по субъектам РФ предписывается довести это письмо до нижестоящих регистрирующих органов для использования в работе.
Кстати, неожиданные действия налоговиков затрагивают и нотариусов, которые теперь участвуют в регистрационных процедурах: Закон № 312ФЗ внес изменения и в Основы законодательства о нотариате от 11.02.93 № 4462-1.
Отметим, что размещенные на сайте формы даже не являются приложением к письму налогового ведомства. Поэтому заявления, поданные по таким «образцам», можно признавать документами произвольной формы.
Не паниковать!
Бизнес отреагировал на новость резко негативно. В электронных СМИ появились отклики, полные раздражения и тревоги. Так, утверждается, что зарегистрированные по новым формам изменения в любой момент могут быть оспорены в суде.
Зададим паникерам вопрос: а кто собственно будет оспаривать проведенную регистрацию? Налоговые органы, чье ведомство и разработало обсуждаемые формы? Но это из области фантастики. Не пойдут на такие шаги и другие госорганы с учетом специфики ситуации и ужесточения критики бюрократизма со стороны верхнего эшелона власти. Остаются «враги по бизнесу». Но, на наш взгляд, и у них ничего не получится. В подобных случаях применима позиция КС РФ, выраженная, в частности, в Определении от 09.04.2002 № 68-О: отсутствие соответствующих правовых актов не должно препятствовать лицам в реализации их законных прав. Поэтому применение форм, хотя и не утвержденных должным образом по вине исполнительной власти, но рекомендованных компетентным органом, суды признают допустимым.
А вот еще повод не волноваться. Федеральная нотариальная палата в письме от 02.07.2009 информирует президентов нотариальных палат субъектов РФ о том, что разделяет точку зрения ФНС России об использовании впредь до нормативного урегулирования ситуации форм заявлений, размещенных на сайте налогового ведомства, и что эта позиция согласована с заинтересованными органами власти. Иными словами, со стороны нотариусов, участвующих в регистрационной процедуре, препятствий не будет.
Вина налогового ведомства в создавшейся ситуации, безусловно, есть: именно оно должно было своевременно обеспокоиться затронутой проблемой. Но в критической ситуации действия налоговиков позволили избежать неразберихи и хаоса.
Когда верстался номер
9 июля 2009 г. на сайте ФНС России было размещено ее письмо от 08.07.2009 № МН-22-6/548@, дополняющее рассматриваемое письмо. В нем разъясняется, что приведенная ранее рекомендация распространяется на случаи представления документов для регистрации в отношении ООО в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей, принадлежащих обществу и его участникам, передаче долей или их частей в залог и об ином обременении, о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об ООО.
В других случаях представления документов для госрегистрации в отношении обществ, а также юрлиц иных организационноправовых форм используются формы, утвержденные указанным постановлением Правительства РФ.