Приказом Центрального таможенного управления ФТС России от 09.06.2009 № 344 «О совершенствовании работы, направленной на борьбу с коррупционными проявлениями, в таможенных органах управления» определено, как и кому обязан сообщить таможенник, если ему предложили взятку.
Антикоррупционные программы принимаются сейчас во всех госорганах. Не осталась в стороне и таможня. Правда, начать было решено не с ликвидации причин и условий коррупции, а с создания механизма оповещения о фактах взяточничества.
Данный приказ обязывает таможенников уведомлять подразделение собственной безопасности или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним лиц с предложениями о взятке, а также при получении ими информации о коррупционных предложениях другим должностным лицам таможенного органа.
Что грозит тем, кто ослушается? Во-первых, наказание за само получение взятки. Во-вторых, ответственность за неинформирование. Это обстоятельство данный приказ признает нарушением служебной дисциплины, что влечет за собой наложение дисциплинарной ответственности в соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 29 Федерального закона от 21.07.97 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» вплоть до увольнения из таможенных органов.
Обязанность по регистрации и проверке подобных сообщений возложена на подразделения собственной безопасности таможенного органа.
Заметим, что борьбу, хотя и малорезультативную, со взяточничеством таможня ведет уже давно. Так, несколько лет действует аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007—2009 гг.». В основе программы — антикоррупционная стратегия Всемирной таможенной организации, содержащая десять принципиальных направлений: четкое управление и приверженность идее, наличие регулятивных стандартов, открытость и прозрачность, автоматизация, реформирование и модернизация службы, аудит и расследование, кодекс чести, управление кадрами, моральная и организационная культура, взаимодействие с бизнесом.
Кроме того, с осени 2008 г. действует рабочая группа ФТС России по проведению антикоррупционной экспертизы положений Таможенного кодекса РФ. Результатом ее работы стал проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс РФ в целях устранения коррупциогенных норм. Законопроект предусматривает внесение 62 поправок в 47 статей Таможенного кодекса РФ.
Еще 68 антикоррупционных поправок планируется предусмотреть в иных законопроектах о внесении изменений в ТК РФ, разрабатываемых ФТС России. По заявлению таможни предлагаемые поправки направлены на исключение неоднозначного толкования и применения норм таможенного законодательства.
В проекте Стратегии развития таможенной службы до 2020 г., одобренном на заседании коллегии ФТС России 26 июня 2009 г., предусмотрено создание в структуре таможенных органов ведомственного центра по противодействию коррупции.
Без таких формальных шагов, безусловно, не обойтись. Но начинать надо с системных проблем таможенной службы.