Проведенное Росстатом в II квартале обследование выявило позитивные изменения в потребительских ожиданиях людей, что подняло индекс потребительской уверенности. Рост вызван именно надеждами на улучшение в краткосрочной перспективе ситуации в экономике и личного материального положения. Текущее состояние потребители по-прежнему оценивают неудовлетворительно.
В II квартале индекс потребительской уверенности россиян попрежнему находился в глубоком провале (–32%), но относительно I квартала «повеселел» на 3 п.п. Оценка опрошенных потребителей текущей ситуации здесь ни при чем: индекс произошедших изменений в отечественной экономике по сравнению с I кварталом остался практически на том же уровне (–53 и –55% соответственно), индекс произошедших изменений в личном материальном положении упал еще ниже (с –25 до –32%), а индекс благоприятности условий для крупных покупок остался тем же, что и в январе — марте (–45%). Кстати, индекс благоприятности условий для сбережений тоже не изменился (–60%).
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*
Май | ||
2008 г. |
2009 г. | |
Россия |
–2,0 |
–32,0 |
Австрия |
1,6 |
–21,5 |
Бельгия |
–7,8 |
–20,7 |
Болгария |
–29,5 |
–49,3 |
Великобритания |
–14,6 |
–22,1 |
Венгрия |
–49,5 |
–65,3 |
Германия |
–4,2 |
–34,6 |
Греция |
–43,5 |
–51,1 |
Дания |
3,7 |
4,0 |
Испания** |
–25,2 |
–38,8 |
Италия |
–19,5 |
–25,7 |
Кипр |
–30,6 |
–38,0 |
Латвия |
–22,9 |
–40,4 |
Литва |
–14,9 |
–51,2 |
Люксембург |
1,7 |
–17,0 |
Мальта |
–17,5 |
–36,9 |
Нидерланды |
1,4 |
–14,7 |
Польша |
–1,0 |
–29,2 |
Португалия |
–46,5 |
–48,0 |
Румыния |
–13,9 |
–44,8 |
Словакия |
–14,0 |
–38,3 |
Словения |
–20,7 |
–33,4 |
Финляндия |
12,0 |
4,9 |
Франция |
—18,2 |
—33,2 |
Чехия |
–5,9 |
–16,1 |
Швеция |
7,1 |
–1,7 |
Эстония |
–19,2 |
–28,8 |
*По всем странам, кроме России, источник информации: Eurostat, StatIIstIIcs, EuroIIndIIcators, Data, BusIIness and consumer surveys, Data base. Consumermonthly data, Consumer confIIdence IIndIIcator, Seasonally adjusted data, Balance.
**По Испании приведены данные за апрель 2008 г. и 2009 г.
В то же время главный индекс — потребительской уверенности — немного приподняли заметные улучшения в надеждах россиян на годичную перспективу. Так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации вырос сразу на 12 п.п. — до –15%, а в личном материальном положении — тоже до –15% с прибавкой относительно I квартала 11 п.п.
Докризисный рост доходов граждан и потребительский бум во многом базировались на крайне благоприятной мировой конъюнктуре для нашего экспорта — нефти, газа, металлов, химии. Поскольку диверсификацию экономики мы через год не получим, надеяться остается на оживление мировой конъюнктуры. Потому полезно следить за экономическим самочувствием других стран.
Евросоюз — главнейший торговый партнер РФ. Каково там с индексами потребительской уверенности населения, видно из таблицы. Отдельно стоит посмотреть на показатели Германии, Италии и Нидерландов: среди стран ЕС они для нашего внешторга основные. Немцы до кризиса вообще были главными нашими партнерами. С потребительским настроем в Европе не все в порядке.
Мировой экономический рост задавался потреблением в США, и многие с нетерпением ждут его возобновления местным населением и бизнесом. Но порадовать пока нечем. Недавно министерство труда США сообщило, что в мае число рабочих мест без учета сельского хозяйства сократилось в стране еще на 467 тыс. — до 6,5 млн. Это намного хуже прогнозов и существенно расстроило рынок. За последние три месяца доходы американцев в годовом исчислении упали на 1,6%. Индекс потребительской уверенности снижается, хотя власти прилагают усилия для поддержания потребительского спроса. Словом, на США пока надежды мало.
Но не все на них и надеются. «Разыскиваются шопоголики» — так назвал свою статью журнал The Economist и «нашел» их в Китае, где правительство за последние полгода ввело набор стимулирующих мер, чтобы граждане ринулись в магазины. Результат: реальные расходы растут темпами 9%, продажи бытовой электроники в мае к этому же месяцу прошлого года увеличились на 12%, одежды — на 22, автомобилей — на 47%. (!)