Недавно обнародовано решение ВАС РФ от 09.04.2009 № ВАС-2199/09 по делу, связанному с порядком оформления результатов налоговых проверок. На этот раз решение вынесено в пользу налоговых органов, а точнее, подтверждено их право на неполное раскрытие материалов проверки.
По результатам любой налоговой проверки налоговые органы составляют акт, который вручается налогоплательщику. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик вправе представить письменные возражения по нему в налоговую инспекцию (ст. 100 НК РФ).
Формы актов налоговых проверок и Требования к составлению акта налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Согласно п. 1.13 Требований акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений. Именно эта формулировка вызвала возражения у ООО «Спецэнергострой-2002» и послужила поводом для обращения в Высший Арбитражный Суд РФ.
По мнению общества, данная норма не соответствует ст. 21 «Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)» и ст. 100 «Оформление результатов налоговой проверки» НК РФ. Она позволяет налоговому органу не представлять проверяемому лицу вместе с экземпляром акта выездной проверки документы, подтверждающие совершение налогового правонарушения, а значит, ограничивает права налогоплательщика на мотивированное опровержение обстоятельств, изложенных в акте проверки.
ВАС РФ не поддержал позицию общества. Главным аргументом в этом деле стало то, что НК РФ вообще не предусматривает для налоговых органов обязанности представлять налого плательщикам материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту. Налогоплательщик получает акт, где отражаются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных в ходе налоговой проверки (подп. 11 п. 3 ст. 100 НК РФ). Со всеми материалами налоговой проверки знакомится лишь руководитель (заместитель руководителя) инспекции при вынесении решения по ее результатам. На это указано в ст. 101 «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки». Налогоплательщик может получить дополнительную информацию о материалах проверки только при рассмотрении их у руководителя, правда, если глава инспекции сочтет это необходимым (п. 4 ст. 101 НК РФ). Иных возможностей налоговое законодательство не предусматривает.
Выводы общества, что налогоплательщик получает недостаточно информации для обжалования акта налоговой проверки, спорны. Как видно из формы акта, утвержденного приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@, при его заполнении инспектор должен указать не только перечень мероприятий налогового контроля, проведенных в отношении налогоплательщика, но и документально подтвержденные факты выявленных нарушений. Требования к заполнению описательной части акта изложены в п. 1.8.2 данного приказа. Так, в акте отражаются:
— вид нарушения и иные обстоятельства его совершения;
— оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и фактическими данными, установленными в ходе проверки;
— ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием при необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения;
— квалификация совершенного правонарушения со ссылками на нормы законодательства, которые нарушены проверяемым лицом;
— ссылки на заключения экспертов, протоколы допроса свидетелей, иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
В акте также приводятся сведения о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах), о правильности и полноте отражения финансовохозяйственных операций в налоговом учете, об источниках оплаты произведенных затрат и т.д. При грамотном составлении акта налогоплательщик получает достаточно информации о выводах по результатам проверки. Проблема скорее всего в поверхностном отношении налоговиков к заполнению документов.