На предварительном рассмотрении депутатов находится законопроект, определяющий правовой статус саморегулируемых организаций перевозчиков.
В законопроекте дано понятие саморегулируемой организации перевозчиков. Это некоммерческая организация, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций, регулирующая и контролирующая деятельность по перевозке пассажиров, багажа и грузов транспортными средствами.
Заниматься такой деятельностью смогут только перевозчики — члены саморегулиремой организации (СРО).
Законопроект определяет особенности членства в СРО. В частности, перевозчик должен соответствовать следующим требованиям:
-
иметь транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов, а также допуск транспорта к эксплуатации;
-
работники перевозчика должны отвечать квалификационным требованиям, установленным федеральными стандартами для данного вида деятельности;
-
иметь в штате не менее одного работника, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения.
Решение о соответствии перевозчика приведенным требованиям и зачислении его в члены СРО принимает ее коллегиальный орган в течение 30 дней с даты поступления заявления и необходимого пакета документов. Членство подтверждается выдачей соответствующего свидетельства.
Коллегиальный орган СРО принимает решение и о прекращении членства, о чем сообщает перевозчику и размещает данную информацию на сайте саморегулируемой организации не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения.
Законопроект возлагает на перевозчиков обязанность по страхованию имущественных интересов пассажиров, связанных с их жизнью и здоровьем, а также имущественных интересов, касающихся обязательств по возмещению вреда, нанесенного третьим лицам.
Каждая СРО должна иметь компенсационный фонд, предназначенный в том числе для выплаты возмещения вреда, причиненного ее членом. Компенсационный фонд формируется за счет взносов членов организации в денежной форме в размере не менее 3000 руб. на каждое транспортное средство, выполняющее перевозку.
Надзор за деятельностью СРО возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта (вероятно, на Минтранс России). Надзор будет осуществляться в виде плановой проверки один раз в три года и внеплановой проверки, проводимой по инициативе юридических и физических лиц, федеральных органов госвласти, региональных властей или правоохранительных органов. Решение по результатам проверки направляется СРО не позднее трех дней со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражном суде.
В свою очередь, СРО должны быть членами Национального объединения саморегулируемых организаций перевозчиков, являющегося зарегистрированной некоммерческой организацией, осуществляющей функции по контролю (надзору) в сфере транспорта.
Планируется отменить лицензирование перевозки автотранспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, и разрешить перевозчикам до января 2012 г. заниматься перевозкой на основании соответствующей лицензии или свидетельства о членстве в СРО.
Законопроект вносит изменения в федеральные законы от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
(Проект № 157002-5)