С 15 июля в Россию запрещено ввозить подержанные легковые автомобили, грузовики или микроавтобусы без разрешения Россельхознадзора.
Отныне все подержанные автомашины должны будут дважды проходить фитосанитарный контроль — на границе и в месте назначения. РИА «Новости» приводит слова замглавы Россельхознадзора Николая Власова: «Вы когда-нибудь днище подержанной машины видели? Любая сорная трава, насекомые-вредители, почвенные бактерии — все это может быть ввезено на днище старых автомобилей».
Н. Власов отметил, что Россия далеко не первая страна, которая прибегает к подобным мерам контроля: «Это никакой не барьер для ввоза иномарок. Требуется всего лишь обработать днище машины, продезинфицировать его. Еще можно обвинять нас, что эта мера придумана, чтобы нашим лабораториям дать заработать, но это никак не барьер для ввоза».
Еще в Россельхознадзоре заверяют, что проводились некие исследования, которые и показали, что «именно старые автомобили являются переносчиками карантинных объектов, скапливающихся на шинах, в обшивке, в щелях». Но, по данным самого Россельхознадзора, в 2007—2008 гг. было выявлено более 4,2 тыс. единиц техники, содержащих потенциально вредные объекты. И только в 14 случаях находки оказались опасными с точки зрения фитосанитарии.
Жесткие правила фитосанитарного контроля действуют во всех цивилизованных странах. Правда, всегда четко прописано, кто, как и чем выявляет опасность того или иного ввозимого объекта. Понятно, что просто визуальный осмотр, прописанный с 15 июля в Российской Федерации, недостаточен для того, чтобы закрыть границу для вредителей. Но вполне достаточный, чтобы перекрыть поставки любой неугодной техники или разрешить за вознаграждение. Во всяком случае, когда речь на самом деле идет о том, чтобы застраховаться от заграничной заразы, действуют по-другому. Например, на границе с Китаем все пропускные пункты давно оборудованы простыми кордонами: машины проезжают через обеззараживающий раствор.
Владельцы мелких автосалонов уверены, что так просто ставят точку на импорт в РФ секонд-хенда. За последнее время ввоз подержанных машин и так упал более чем на 90% в результате введения заградительных пошлин.
Пока нет сообщений о том, что при пропускных пунктах организуются платные автомойки. Зато известно, что при любом пункте легально работают посреднические фирмы, которые оказывают услуги по получению разрешения на ввоз того или иного товара без необходимости стоять в очереди сутками.