В конце июля к перевозкам экспортного зерна в морские порты приступит «внучка» ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») — компания «Русагротранс». При этом обещано снизить стоимость перевозок.
Компания «Русагротранс» подписала контракт с зерновым оператором «Русское зерно» на перевозки экспортного зерна в морские порты. Оператор предоставит для перевалки зерна свои элеваторы, общая мощность единовременного хранения которых 450 тыс. т, а «Русагротранс» — вагоны и маршруты.
В прошлом году зерно грузили в вагоны более чем на 700 станциях, причем мощность погрузочных элеваторов не превышала 1500 т в час. Это приводило к заторам в направлении Новороссийского зернового терминала.
Теперь по соглашению с «Русским зерном» экспортеры будут подвозить зерно на элеваторы, расположенные вблизи станций Тихорецкая, Тимашевская, Латная (все в Краснодарском крае), по регулярным железнодорожным маршрутам составы пойдут в порты Новороссийска и Туапсе. Будет действовать единая сквозная ставка за хранение, транспортировку и портовые услуги.
Это позволит увеличить объемы экспорта, обещает первый замгендиректора новой «внучки» «РЖД» Олег Рогачев. По его словам, стоимость перевозки может снизиться на 10—15%. Например, от Тихорецкой до Новороссийска экономия может составить 130 руб. с 1 т, с Латной — около 170 руб. Стоимость пшеницы IV класса на FOB сейчас составляет 170—175 долл./т. Совокупная экономия отрасли от снижения издержек составит около 30 млн долл. в год.
Идут переговоры с другими владельцами элеваторов в Российской Федерации.
Вряд ли «Русагротранс» сможет на 100% формировать каждый состав под конкретное судно, сомневается гендиректор Новороссийского зернового терминала Виктор Зеленский. Но, даже если они будут формироваться по принципу «максимум — два класса зерновых, один из которых 80%», заторов и простоев можно избежать, рассуждает он. Суда будут грузить сразу, им не придется ждать на рейде. В этом году штраф за сутки простоя парохода водоизмещением 30—35 тыс. т составлял 10 тыс. долл. Но могут возникнуть проблемы с загрузкой элеваторов на пути маршрутных поездов, считает замгендиректора Международной зерновой компании Алексей Расницов. По его мнению, формировать составы следует на крупных узловых сортировочных станциях (например, Батайск, Краснодар-Сортировочный) из расчета один состав под одно судно.
В 2009/2010 маркетинговом году Россия может поставить на экспорт примерно 18,6 млн т зерна.