Президент РФ Дмитрий Медведев обязал Минфин России собирать на министерском официальном сайте отзывы о работе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Собрали. Почитали. Ужаснулись.
Президент до последнего времени искренне полагал, что внедрение с 1 июля 2009 г. новой версии ЕГАИС снизит расходы ее пользователей. Вышло иначе: затраты алкогольных компаний на обслуживание системы значительно возросли. «ЭЖ» выяснила у участников алкогольного рынка, что их не устраивает в новой системе.
Главное: стоимость ежемесячного обслуживания после внедрения последней версии ЕГАИС у опрошенных «ЭЖ» предпринимателей увеличилась минимум на 7%, максимум — на 45%. Кроме того, дополнительных затрат потребовала и сама «перестройка». Так, SPI Group израсходовала
1,4 млн руб. на обновление технических средств в соответствии с новыми системными требованиями, переобучение персонала в специализированных организациях, настройку программного обеспечения и приобретение счетчиков АсиУ. Такие расходы оправданы лишь в случае улучшения характеристик программы. Но качество работы ЕГАИС сегодня по-прежнему оставляет желать лучшего.
Основная проблема при работе с системой, предназначенной для контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — интерфейс программы. В частности, для внесения одной позиции накладной (а их число в одном документе иногда достигает нескольких сотен) требуется около двух минут. Реализованная в программе функция импорта из бухгалтерских документов работает только для продукции отечественных производителей. Поэтому крупному предприятию, работающему с импортом, понадобится неделя, чтобы внести информацию о дневных отгрузках в режиме online. Пока этот недостаток ЕГАИС не будет устранен, компаниям придется контактировать с налоговыми службами напрямую, представляя сведения на бумаге. Интересно, что старая версия работала гораздо быстрее: обновленная программа фиксирует малейшие действия оператора от открытиязакрытия накладной до просмотра справочника. Такой тотальный контроль тормозит работу системы в целом.
Таблица
Показатели работы предприятий по производству и обороту спирта этилового,
спиртосодержащей и алкогольной продукции по России за январь — май 2009 г.
Наименование продукции |
Количество отчитавшихся предприятий |
Произведено | |||
тыс. дкл |
в % к | ||||
за отчетный месяц |
за период
|
соответствующему месяцу прошлого года |
соответствующему периоду с начала прошлого года | ||
Спирт этиловый из пищевого сырья |
122 |
3516,38 |
17596,93 |
98,1 |
100,7 |
Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья |
120 |
3124,29 |
16407,62 |
88,2 |
95,0 |
Спирт этиловый технический синтетический |
1 |
532,85 |
802,24 |
58,6 |
23,7 |
Спирт этиловый технический гидролизный |
5 |
24,67 |
165,79 |
107,2 |
117,0 |
Спирт этиловый технический сульфитный |
1 |
— |
1,75 |
— |
— |
Спирт денатурированный (денатурат) из пищевого сырья |
8 |
305,10 |
1896,33 |
в 2.1 р. |
в 2.5 р. |
Спирт этиловый технический денатурированный |
2 |
366,79 |
1007,96 |
45,9 |
35,2 |
Водка и ликеро-водочные изделия |
272 |
8584,96 |
38771,99 |
82,5 |
81,3 |
Вина виноградные |
209 |
4498,98 |
18843,20 |
93,6 |
92,3 |
Вина плодовые |
66 |
402,37 |
1532,13 |
123,4 |
101,5 |
Коньяки |
101 |
794,44 |
4269,35 |
124,5 |
128,5 |
Вина шампанские и игристые |
37 |
1013,38 |
5316,64 |
68,6 |
79,9 |
Источник: Росстат
Еще один пример, характеризующий непродуманность программы: производитель, которого компания заносит в «Справочник: иностранные организации», автоматически попадает в общую базу данных, доступную всем пользователям ЕГАИС. Если каким-либо участникам системы этот производитель не нужен, они могут удалить его из справочника — «перенести» в архив. На следующий день его перестанут видеть абсолютно все пользователи, в том числе компания, которая внесла запись о нем. Сложность в том, что и восстановить компанию из архива может только тот, кто его туда поместил. Так, недавно одна организация неделю не могла найти клиента, поместившего производителя в архив. Из-за таких казусов, о которых каждый пользователь ЕГАИС может рассказывать часами, предприятиям приходится нанимать дополнительный персонал, тратить время из-за вынужденных простоев, а значит, терять деньги.
Отвечая на вопрос «ЭЖ», что нужно сделать для совершенствования работы ЕГАИС, многие респонденты называли радикальную меру — полный отказ от программы. Но все считают, что систему надо существенно упростить.
«Изначально ЕГАИС была сильно перегружена дополнительными, не совсем нужными функциями, что усложнило не только ее внедрение, но и последующую эксплуатацию. Система периодически «зависает», что требует вмешательства программистов», — отметил Прохор Малютин, PR-директор ОАО «Синергия». Он подчеркнул, что помимо технической составляющей важно, чтобы ЕГАИС не только существовала как инструмент пополнения бюджета государства, но и обеспечивала условия для добросовестной конкуренции. Сейчас добросовестным производителям трудно бороться с нелегальными, которые не охвачены системой и соответственно не платят налогов.
«Если допустить возможность реального изменения методов работы, то необходимо существенно упростить клиентскую часть программы ЕГАИС-ГНИВЦ, увеличить уровень категории продукта в отчетности — отказаться от сорта продукции, оставив только ее вид, исключить ввод в ЕГАИС данных, не связанных с контролем и учетом. Текущий объем передачи данных влечет частые перегрузки каналов связи и регулярные сбои ввода», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Андрей Скурихин, акционер SPI Group.
Сам факт, что государство уделяет пристальное внимание ЕГАИС, вселяет оптимизм в представителей алкогольных компаний. Тем не менее участники алкогольного рынка предостерегают чиновников, что положительный сдвиг в функционировании ЕГАИС, которого сегодня требует Президент РФ, будет достигнут, только если реально провести серьезную работу по модернизации системы. Для этого в первую очередь необходима «обратная связь» с министерством об устранении пробелов в работе программы. Сегодня предприниматели ощущают недостаток такого взаимодействия. Например, на сайте разработчика программы ЕГАИС в разделе часто задаваемых вопросов последние изменения датируются декабрем 2009 г. Хотя, казалось бы, при внедрении новой версии программы техническая помощь пользователям должна оказываться постоянно.