«Роковой» процент недогляда навис над местными бюджетами. Только в 13% муниципальных образований страны созданы местные контрольносчетные органы (КСО). Лишь в 19 субъектах Федерации из 83 ныне существующих образованы ассоциации региональных и местных КСО. В результате свыше 80% муниципалитетов остаются вне финансовых проверок по исполнению бюджетов.
Невостребованное право
Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено создание органов финансового контроля в муниципальных образованиях с правом проведения предварительного, текущего и последующего контроля за использованием средств соответствующего бюджета. Более того, КСО могут заниматься экспертно-аналитической и информационной деятельностью.
Но нет сегодня муниципальных КСО в Москве и республиках Башкортостан и Марий Эл, в Чукотском автономном округе и Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках. Отсутствуют местные контрольные органы в Краснодаре, Махачкале, Ставрополе, Новороссийске.
В Сахалинской области уставами пяти муниципальных образований вообще не предусмотрено создание КСО. Это прямое нарушение норм ст. 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ.
Только в Чувашской Республике, Республике Татарстан и Курской области собственные контрольные органы действуют(!) во всех муниципальных образованиях. Так, в Альметьевском районе Татарстана муниципальная контрольно-счетная палата в составе всего трех человек за два года работы выявила нарушений на
52 млн руб.
Процесс формирования муниципальных КСО сдерживают недостаток финансирования и отсутствие подготовленных кадров. Так, в городских и сельских поселениях КСО формируются из числа местных депутатов. В результате органы муниципального финансового контроля создаются формально и не способны эффективно выполнять возложенные на них задачи.
Есть пробелы в самом законодательстве. В частности, нет критериев ответственности и контроля за созданием муниципальных КСО со стороны органов государственной власти. Не урегулирован вопрос об обязательном создании КСО в крупных муниципальных образованиях. И в отсутствие контрольносчетных органов их функции по финансовому надзору на муниципальном уровне осуществляют… структурные подразделения местных администраций.
Доходы падают, зависимость растет
Тем временем продолжается рост зависимости органов местного самоуправления от финансовой помощи из федерального и региональных бюджетов. По сведениям Счетной палаты РФ, озвученным в Казани на собрании Союза муниципальных контрольно-счетных органов, она (зависимость) выросла до 90%.
Одновременно на 11% с начала года упала доходность местных бюджетов, а сумма безвозмездных поступлений в местные бюджеты из вышестоящих бюджетов составила в 2008 г. почти 1,4 трлн руб. Это в три раза превышает уровень 2005 г.
Анализ такого вспоможения показывает снижение доли финансовой помощи, направляемой на решение вопросов местного значения (дотации и субсидии), и рост субвенций и средств на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате исполнения полномочий органов государственной власти. Изменения в структуре межбюджетных трансфертов показаны в таблице.
Таблица
Изменения в структуре межбюджетных трансфертов местным бюджетам
Виды финансовой помощи
|
По состоянию на | |
01.01.2006 |
01.01.2009 | |
Субвенции |
50,2 |
31,1 |
Дотации |
31,8 |
24,4 |
Субсидии |
13,8 |
6,1 |
Компенсация дополнительных расходов |
4,2 |
38,4 |
ИСТОЧНИК: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ
Плоды местных проверок
Между тем только местными КСО в 2008 г. выявлено финансовых нарушений на 8,8 млрд руб. В том числе сумма нецелевого использования средств равна 538,2 млн руб., а неэффективного использования денег — 1,8 млрд руб.
По итогам проверок местными контрольными органами возбуждено 31 уголовное дело. Хотя осуществлено в общей сложности почти 3000 контрольных мероприятий, а объем проверенных бюджетных средств превысил 200 млрд руб. С одной стороны, это может свидетельствовать о незначительности выявленных нарушений, с другой — о снижении меры ответственности.
Пример увода провинившихся от наказания был приведен на совещании в Казани.
Счетная палата города Иванова выявила откровенную махинацию с бюджетными деньгами, осуществленную руководством муниципального предприятия «Водоканал». Было возбуждено уголовное дело, но за год сменилось три следователя. В итоге изменена статья обвинения и теперь не понятно, то ли у МУП украли, то ли он украл.
СПРАВКА
Дотация:
— государственное пособие гражданам и организациям для покрытия убытков или других целей;
— сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятиям, у которых затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению;
— денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Выделение дотации осуществляется в порядке бюджетного регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция — вид денежного пособия местным органам власти со стороны федерального бюджета. В отличие от дотации предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.
— вид денежного пособия местным органам власти со стороны федерального бюджета. В отличие от дотации предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.Субсидия — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.
— пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.Компенсация — возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга.
— возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга.Компенсационные соглашения, сделки строятся на принципе компенсации закупок одних товаров встречной поставкой других или другим способом взаимного удовлетворения интересов.
Компенсационные выплаты представляют денежное возмещение неиспользованного отпуска, затрат на переезд в другой регион и т.д. Возможна также денежная компенсация нанесенного морального ущерба.
ИСТОЧНИК: БУХГАЛТЕРСКИЙ СЛОВАРЬ
Центр провинцию не слышит
Невнимание федеральной власти к местной инициативе не способствует росту ответственности на местах. В частности, по результатам неоднократных проверок обоснованности роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги населению контрольно-счетная палата самого крупного в стране муниципального образования — города Новосибирска направила запросы в федеральные ведомства. На этом, к радости тарифообразующих компаний, дело и закончилось. Нет ни вразумительных ответов, ни отклика на предложенные меры по обузданию цен в отрасли.
Вместе с тем по результатам проверок местных КСО в бюджеты всех уровней возмещено 1,2 млрд руб. Итог можно приумножить, но для этого необходимо ускорить принятие застрявшего в недрах Госдумы закона, призванного отрегулировать отношения между контрольными органами разных уровней — государственными и муниципальными. Координация их действий, консолидация усилий с целью надлежащего присмотра над расходованием бюджетных средств способны внести значительную лепту в антикоррупционную борьбу.