Денежные средства, перечисляемые в счет исполнения обязанностей по предварительному договору, признаются авансом, а не задатком. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 17.06.2009 № КГ-А40/5392-09 по делу № А40-70376/08-89-557
Две организации заключили предварительный договор, согласно которому обязались заключить в будущем договор аренды нежилых помещений.
По договору будущий арендатор должен был внести арендодателю задаток, обеспечивающий исполнение арендатором обязательств. Стороны собирались зачесть задаток в счет арендной платы по основному договору.
Задаток внесли, но основной договор не подписали. Несостоявшийся арендатор решил возвратить уплаченный задаток и, получив отказ контрагента, отправился в суд.
Ответчик заявлял, что основной договор аренды не заключен по вине истца, поэтому задаток по предварительному договору возврату не подлежит.
Между тем суд встал на сторону истца по следующим причинам.
Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ).
Вместе с тем исходя из условий предварительного договора (ст. 429 ГК РФ) стороны обязуются оформить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор), заключение предварительного договора не порождает денежных обязательств.
Суд сделал вывод, что при составлении предварительного договора платежная функция задатка не может быть реализована, а условия заключенного сторонами предварительного договора о задатке как способе обеспечения обязательства арендатора по предварительному договору не соответствуют требованиям ст. 380 и 429 ГК РФ и правовых последствий не влекут.
Кроме того, в случае сомнения, является ли уплаченная сумма задатком, она считается авансом, если не доказано иное (п. 3 ст. 380 ГК РФ).
Таким образом, перечисленную ответчику по условиям предварительного договора денежную сумму в соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса РФ надо квалифицировать как аванс, который подлежит возврату истцу в связи с прекращением обязательств по предварительному договору, ввиду незаключения сторонами основного договора аренды и отсутствия у ответчика правовых оснований для удержания указанных денежных средств. При этом, по мнению суда, на оценку правовой природы перечисленных денежных средств не влияет наличие или отсутствие вины истца в том, что основной договор аренды не заключен.
Итак, задатка по предварительному договору не может быть и обеспечить подобным способом исполнение обязательств по основному договору нельзя.