Какую ответственность несет акционер, владеющий 30% акций, если он проголосовал против приведения в соответствие с законодательством и рекомендациями ФСФР России учредительных документов общества?
Ф. Андреенков, г. Москва
Гражданское законодательство ограничивает ответственность акционеров. Так, согласно ст. 96 ГК РФ и абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон) участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Из текста Закона можно сделать вывод о том, что акционеры несут ответственность только в случаях неполной оплаты стоимости принадлежащих им акций (абз. 3 п. 1 ст. 2 Закона), а также при несостоятельности (банкротстве) общества, вызванной действиями акционеров (п. 3 ст. 3 Закона).
Положения Кодекса РФ об административных правонарушениях также говорят об ответственности должностных лиц и организаций (в том числе и акционерных обществ), но не акционеров. Например, за нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг (ст. 15.17 КоАП РФ) должно отвечать должностное лицо и организация.
Таким образом, ответственность акционера за то, как он проголосовал на общем собрании, законодательством не предусмотрена (если только результатом принятого решения не стало банкротство общества).
В случае если общим собранием было принято решение, нарушающее требования действующего законодательства или устава общества, такое решение вправе обжаловать в суд только акционер, который не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения, нарушающего его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.
При этом суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру.