Федеральная таможенная служба (ФТС России) представила в правительство проект изменений в статьи 69 и 119 Таможенного кодекса, касающихся контроля за экспортом круглого леса.
Таможня предлагает еще сократить пункты пропуска (декларирования) кругляка, так как невозможно организовать такие пункты на всех проселках, ведущих, скажем, в Китай.
По словам главы комитета по лесному хозяйству и промышленности ТПП России Александра Белякова, в итоге это даст лишний повод для коррупции, а об эффективности контроля говорить не приходится. Зато издержки законопослушных лесопереработчиков значительно вырастут. Представитель ТПП считает более эффективным инструментом организацию лесной биржи, которая регистрировала бы экспортный лес. В Сибири уже есть Байкальская лесная товарная биржа. Однако ее услугами не могут воспользоваться многие представители малого и среднего бизнеса, поскольку вступительный взнос для участия в торгах составляет 500 тыс. руб.
ФТС России в начале прошлого года уже в 5 раз сократила количество таможенных пунктов, которым разрешалось оформлять необработанную древесину на экспорт. И что? Количество незаконных вырубок от введения запретительных экспортных пошлин не снизилось. По данным Минприроды России, в 2008 г. такие рубки в Дальневосточном регионе составили до 10 млн куб. м древесины. В целом в России объем теневой заготовки леса составляет порядка 22—25 млн куб. м, или более 20% объема легальной вырубки.
По мнению экспертов лесной отрасли профессора Ивана Шутова и Натальи Пинягиной, причину следует искать в правовом поле, в несовершенстве лесного законодательства. Пока слово «воровство» по отношению к лесу звучит не так, как по отношению к собственному кошельку, ведь укравшего кошелек могут посадить в тюрьму, а укравшего лес вряд ли.
По данным той же ФТС России, ежегодно в РФ выявляется несколько тысяч фактов хищения леса, но до суда доходят десятки. При этом мошенники отделываются, как правило, незначительными штрафами. Они закрывают «засветившуюся» фирму и сразу же регистрируют другую.
Для сравнения: в Финляндии за подобные преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет.