Госдума 17 июля приняла законопроект, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. единый социальный налог будет заменен прямыми страховыми взносами.
С 1 января 2010 г. взносы будут уплачиваться в различные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) с суммарным тарифом 26%. С 1 января 2011 г. суммарный тариф будет повышен до 34%.
Эти преобразования, по мнению экспертов, обусловлены необходимостью улучшить финансовую сбалансированность пенсионной системы. В настоящее время бюджет ПФР является дефицитным. Если оставить все как есть, то, по оценкам Пенсионного фонда РФ, к 2020 г. более 80% его бюджета будет формироваться за счет федерального бюджета, а после 2030 г. эта доля достигнет 90%.
Затея с изменением системы пенсионных платежей на новую (которая очень напоминает старую), состоит в том, чтобы обеспечить минимальный уровень материального обеспечения пенсионера не ниже величины его прожиточного минимума, а также повысить средний размер трудовых пенсий по старости к 2016—2020 гг. до величины, обеспечивающей не менее 2,5—3 таких прожиточных минимумов. Предполагается, что новый закон создаст условия для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсией по старости не менее чем на 40%.
По мнению генерального директора страховой компании «Согласие» (единственной страховой компании, чей представитель входит в президиум ФСС России) Любови Ельцовой, согласившейся ответить на вопросы корреспондента «ЭЖ», достижение данных целей — непростая задача, требующая более глубокой дополнительной проработки.
Отвечая на вопрос, как в нынешних условиях реформа единого социального налога может отразиться на бизнесе, Л. Ельцова заметила: «В условиях экономического кризиса при замене ЕСН страховыми взносами положение бизнеса усложнится прежде всего в связи с увеличением фискальной нагрузки на работодателей. Отказ от регрессивной шкалы единого социального налога и переход на страховые взносы в 2010 г., по имеющимся оценкам, обойдется российскому бизнесу в 92 млрд руб. Особенно сложно будет малому бизнесу, в отношении которого законопроектом предусматривается отмена льгот при уплате страховых взносов. Рост фискальной нагрузки на бизнес создает риски возврата к «серым» схемам выплаты заработной платы. Кроме того, при переходе от ЕСН к страховым взносам проверять правильность уплаты страховых платежей будет не ФНС, а ПФР и ФСС. Следовательно, количество проверок бизнеса и связанные с этим потери в его эффективности могут значительно возрасти».
В течение следующего года работодатели вместо ЕСН будут уплачивать 20% страховых взносов в ПФР, 2,9 — в ФСС России, 3,1% — в фонды медицинского страхования. С января 2011 г. размер платежей будет увеличен: взносы в ПФР достигнут 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), до 5,1% возрастут отчисления на медицинское страхование. Взносы в фонд соцстраха предлагается оставить неизменными — 2,9%. При этом страховые взносы будут взиматься с суммы заработка, не превышающей 415 тыс. руб. в год. Эта предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней зарплаты. Эта сумма (34,6 тыс. руб. в месяц, что почти в два раза выше средней зарплаты по стране за 2008 г.) для России весьма высока. Все это в целом заставляет согласиться с мнением представителя рынка: в нынешних кризисных условиях мелкий бизнес скорее всего попытается вернуться к выплате зарплат в конвертах.