Между Сирией и Непалом

| статьи | печать

Несмотря на высокую долю внешнеторгового оборота в ВВП, экономика нашей страны едва открыта для международной торговли. Исключение составляют отрасли, занятые экспортом природных ресурсов. Такие выводы следуют из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) о вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г. (The Global Enabling Trade Index 2009).

Исследование ВЭФ нацелено на измерение эффективности работы различных государственных ведомств и политику стран в международной торговле и развитии экономического сотрудничества. В этом году аналитики фонда составили рейтинг 121 государства на основе четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли:

1) доступ к внутреннему рынку;

2) административное управление на границах;

3) деловой климат;

4) транспортная и коммуникационная инфраструктура.

При расчете индекса использовались официальные источники, а также результаты ежегодного «Обзора мнений менеджеров» (Executive Opinion Survey), который готовит ВЭФ.

«Сейчас главное — удостовериться, что страны не только не ослабляют друг друга, ограничивая торговлю, но и способствуют восстановлению глобальной экономики, торгуя друг с другом, — отмечает научный консультант доклада профессор Гарвардского университета Роберт Лоуренс. — Дальнейшее стимулирование международной торговли может смягчить эффект глобального кризиса, поскольку меры, способствующие торговле, снизят издержки, что частично компенсирует снижение спроса». Пока же в период экономического кризиса большинство стран взяли курс на протекционизм, несмотря на то что на публичном уровне постоянно говорится о необходимости решать финансовые проблемы и восстанавливать мировую экономику сообща. Об этом свидетельствует снижение объема мировой торговли в текущем году на 10%.

Россия заняла в рейтинге фонда только 109-е место. Отечественная экономика мало открыта и привлекательна для импорта и экспорта. Главной проблемой нашей страны эксперты считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, то есть торговые тарифные ограничения. По данному показателю мы занимаем 113-е место. Например, импортные тарифы в России в среднем составляют 15% (114-е место), в том числе по сельскохозяйственным продуктам — 26% (106е место).

Исследователи также негативно оценивают степень прозрачности таможенных процедур и сложность структуры тарифов: по этим двум показателям мы находимся на 109-й и 90-й позиции соответственно.

По времени, которое необходимо затратить на импорт товаров в Россию, наша страна расположилась на 99-м месте в рейтинге, по стоимости процедур импорта — на 102-м, а по количеству необходимых документов — на 117-м.

Качество условий для ведения бизнеса в России чуть выше (96-е место). В числе негативных факторов отмечаются высокий уровень бюрократической нагрузки на бизнес и закрытость отечественной деловой среды, которая не расположена к международному сотрудничеству. По мнению аналитиков ВЭФ, особенно это касается вопросов инвестиций. Кроме того, топ­менеджеры российских предприятий не доверяют своему правительству.

Лучше обстоят дела с доступностью транспортной инфраструктуры. По данному показателю Россия вышла на 56-ю позицию. Основным преимуществом здесь является развитая железнодорожная инфраструктура. Кроме того, по уровню доступности и использования информационно­коммуникационных технологий Российская Федерация находится в рейтинге на 50-м месте.

За нами по уровню открытости экономики следуют Непал, Бангладеш, Алжир, Монголия, Таджикистан, Гайана, Бурунди, Нигерия, Зимбабве, Венесуэла, Котд’Ивуар и Чад.

Из постсоветских стран в лидеры рейтинга вышли прибалтийские государства: Эстония (22-е место), Литва (40-е) и Латвия (44-е). Затем Молдова (52-е место), Армения (64-е), Азербайджан (70-е), Украина (71-е), Казахстан (93-е) и Кыргызстан (101-е).

Эксперты ВЭФ указывают, что общей тенденцией для постсоветских государств (кроме Прибалтики) считается закрытость внутреннего рынка и низкая свобода перемещения через границы товаров и инвестиций. Компаниям сложно не только импортировать, но и экспортировать товары: оформление требует много времени и уплаты высоких пошлин.

Лидируют же в рейтинге ВЭФ Сингапур (1-е место) и специальный административный район Китая Гонконг (2-е место). Это, по оценке авторов доклада, показывает их открытость для международной торговли и инвестиций, что способствует успеху экономического развития. За ними идут Швейцария (3-е место), Дания (4-е), Швеция (5-е), Канада
(6е), Норвегия (7-е), Финляндия (8-е), Австрия (9-е) и Нидерланды (10-е).

Соединенные Штаты на 16м месте. Сильными сторонами США являются благоприятный бизнесклимат и отличная инфраструктура. Однако доступ к внутренним рынкам ограничен изза высокой преступности и международного терроризма.

Китай сумел занять лишь 49ю позицию в рейтинге также изза ограниченного доступа к рынкам. Правда, авторы исследования указали на развитое транспортное сообщение и несложные процедуры импорта и экспорта.

Таблица

Индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г.

1

2

3

Страна

Место в рейтинге

Индекс

1

2

3

Сингапур

1

5.97

Гонконг

2

5.57

Швейцария

3

5.44

Дания

4

5.44

Швеция

5

5.44

Канада

6

5.35

Норвегия

7

5.33

Финляндия

8

5.33

Австрия

9

5.29

Нидерланды

10

5.27

Новая Зеландия

11

5.27

Германия

12

5.24

Люксембург

13

5.12

Австралия

14

5.07

Ирландия

15

5.02

Соединенные Штаты

16

5.02

Франция

17

5.02

Объединенные Арабские Эмираты

18

4.97

Чили

19

4.96

Великобритания

20

4.93

Бельгия

21

4.92

Эстония

22

4.84

Япония

23

4.78

Бахрейн

24

4.76

Тайвань

25

4.75

Республика Корея

26

4.73

Испания

27

4.72

Малайзия

28

4.7

Израиль

29

4.66

Португалия

30

4.63

Словения

31

4.61

Кипр

32

4.56

Маврикий

33

4.54

Оман

34

4.52

Катар

35

4.5

Чехия

36

4.39

Иордания

37

4.39

Венгрия

38

4.39

Хорватия

39

4.36

Литва

40

4.36

Тунис

41

4.36

Саудовская
Аравия

42

4.36

КостаРика

43

4.36

Латвия

44

4.33

Италия

45

4.3

Словакия

46

4.3

Греция

47

4.3

Турция

48

4.19

Китай

49

4.19

Таиланд

50

4.18

Уругвай

51

4.18

Молдова

52

4.15

Панама

53

4.06

Румыния

54

4.05

Марокко

55

4.01

Сальвадор

56

4

Польша

57

3.98

Гватемала

58

3.97

Кувейт

59

3.96

Намибия

60

3.93

Южная Африка

61

3.92

Индонезия

62

3.82

Албания

63

3.82

Армения

64

3.81

Перу

65

3.81

Гондурас

66

3.80

Гамбия

67

3.78

Македония

68

3.78

Малави

69

3.77

Азербайджан

70

3.77

Украина

71

3.76

Болгария

72

3.76

Мадагаскар

73

3.75

Мексика

74

3.74

Египет

75

3.72

Индия

76

3.72

Никарагуа

77

3.71

ШриЛанка

78

3.70

Ямайка

79

3.70

Замбия

80

3.64

Доминиканская Республика

81

3.64

Филиппины

82

3.62

Сенегал

83

3.62

Колумбия

84

3.61

Уганда

85

3.60

Гана

86

3.60

Бразилия

87

3.58

Боливия

88

3.55

Вьетнам

89

3.54

Лесото

90

3.51

Камбоджа

91

3.50

Танзания

92

3.50

Казахстан

93

3.49

Мозамбик

94

3.49

Эфиопия

95

3.48

Бенин

96

3.47

Аргентина

97

3.46

Кения

98

3.45

Мали

99

3.44

Пакистан

100

3.43

Кыргызстан

101

3.43

Босния и Герцеговина

102

3.42

Эквадор

103

3.41

БуркинаФасо

104

3.41

Парагвай

105

3.39

Камерун

106

3.35

Мавритания

107

3.31

Сирия

108

3.30

Российская
Федерация

109

3.29

Непал

110

3.22

Бангладеш

111

3.20

Алжир

112

3.18

Монголия

113

3.17

Таджикистан

114

3.14

Гайана

115

3.13

Бурунди

116

2.99

Нигерия

117

2.97

Зимбабве

118

2.91

Венесуэла

119

2.84

Котд’Ивуар

120

2.78

Чад

121

2.77