Несмотря на высокую долю внешнеторгового оборота в ВВП, экономика нашей страны едва открыта для международной торговли. Исключение составляют отрасли, занятые экспортом природных ресурсов. Такие выводы следуют из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) о вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г. (The Global Enabling Trade Index 2009).
Исследование ВЭФ нацелено на измерение эффективности работы различных государственных ведомств и политику стран в международной торговле и развитии экономического сотрудничества. В этом году аналитики фонда составили рейтинг 121 государства на основе четырех основных показателей открытости их экономик для международной торговли:
1) доступ к внутреннему рынку;
2) административное управление на границах;
3) деловой климат;
4) транспортная и коммуникационная инфраструктура.
При расчете индекса использовались официальные источники, а также результаты ежегодного «Обзора мнений менеджеров» (Executive Opinion Survey), который готовит ВЭФ.
«Сейчас главное — удостовериться, что страны не только не ослабляют друг друга, ограничивая торговлю, но и способствуют восстановлению глобальной экономики, торгуя друг с другом, — отмечает научный консультант доклада профессор Гарвардского университета Роберт Лоуренс. — Дальнейшее стимулирование международной торговли может смягчить эффект глобального кризиса, поскольку меры, способствующие торговле, снизят издержки, что частично компенсирует снижение спроса». Пока же в период экономического кризиса большинство стран взяли курс на протекционизм, несмотря на то что на публичном уровне постоянно говорится о необходимости решать финансовые проблемы и восстанавливать мировую экономику сообща. Об этом свидетельствует снижение объема мировой торговли в текущем году на 10%.
Россия заняла в рейтинге фонда только 109-е место. Отечественная экономика мало открыта и привлекательна для импорта и экспорта. Главной проблемой нашей страны эксперты считают чрезвычайно ограниченный доступ к рынку, то есть торговые тарифные ограничения. По данному показателю мы занимаем 113-е место. Например, импортные тарифы в России в среднем составляют 15% (114-е место), в том числе по сельскохозяйственным продуктам — 26% (106е место).
Исследователи также негативно оценивают степень прозрачности таможенных процедур и сложность структуры тарифов: по этим двум показателям мы находимся на 109-й и 90-й позиции соответственно.
По времени, которое необходимо затратить на импорт товаров в Россию, наша страна расположилась на 99-м месте в рейтинге, по стоимости процедур импорта — на 102-м, а по количеству необходимых документов — на 117-м.
Качество условий для ведения бизнеса в России чуть выше (96-е место). В числе негативных факторов отмечаются высокий уровень бюрократической нагрузки на бизнес и закрытость отечественной деловой среды, которая не расположена к международному сотрудничеству. По мнению аналитиков ВЭФ, особенно это касается вопросов инвестиций. Кроме того, топменеджеры российских предприятий не доверяют своему правительству.
Лучше обстоят дела с доступностью транспортной инфраструктуры. По данному показателю Россия вышла на 56-ю позицию. Основным преимуществом здесь является развитая железнодорожная инфраструктура. Кроме того, по уровню доступности и использования информационнокоммуникационных технологий Российская Федерация находится в рейтинге на 50-м месте.
За нами по уровню открытости экономики следуют Непал, Бангладеш, Алжир, Монголия, Таджикистан, Гайана, Бурунди, Нигерия, Зимбабве, Венесуэла, Котд’Ивуар и Чад.
Из постсоветских стран в лидеры рейтинга вышли прибалтийские государства: Эстония (22-е место), Литва (40-е) и Латвия (44-е). Затем Молдова (52-е место), Армения (64-е), Азербайджан (70-е), Украина (71-е), Казахстан (93-е) и Кыргызстан (101-е).
Эксперты ВЭФ указывают, что общей тенденцией для постсоветских государств (кроме Прибалтики) считается закрытость внутреннего рынка и низкая свобода перемещения через границы товаров и инвестиций. Компаниям сложно не только импортировать, но и экспортировать товары: оформление требует много времени и уплаты высоких пошлин.
Лидируют же в рейтинге ВЭФ Сингапур (1-е место) и специальный административный район Китая Гонконг (2-е место). Это, по оценке авторов доклада, показывает их открытость для международной торговли и инвестиций, что способствует успеху экономического развития. За ними идут Швейцария (3-е место), Дания (4-е), Швеция (5-е), Канада
(6е), Норвегия (7-е), Финляндия (8-е), Австрия (9-е) и Нидерланды (10-е).
Соединенные Штаты на 16м месте. Сильными сторонами США являются благоприятный бизнесклимат и отличная инфраструктура. Однако доступ к внутренним рынкам ограничен изза высокой преступности и международного терроризма.
Китай сумел занять лишь 49ю позицию в рейтинге также изза ограниченного доступа к рынкам. Правда, авторы исследования указали на развитое транспортное сообщение и несложные процедуры импорта и экспорта.
Таблица
Индекс вовлеченности стран в международную торговлю в 2009 г.
1 |
2 |
3 |
Страна |
Место в рейтинге |
Индекс |
1 |
2 |
3 |
Сингапур |
1 |
5.97 |
Гонконг |
2 |
5.57 |
Швейцария |
3 |
5.44 |
Дания |
4 |
5.44 |
Швеция |
5 |
5.44 |
Канада |
6 |
5.35 |
Норвегия |
7 |
5.33 |
Финляндия |
8 |
5.33 |
Австрия |
9 |
5.29 |
Нидерланды |
10 |
5.27 |
Новая Зеландия |
11 |
5.27 |
Германия |
12 |
5.24 |
Люксембург |
13 |
5.12 |
Австралия |
14 |
5.07 |
Ирландия |
15 |
5.02 |
Соединенные Штаты |
16 |
5.02 |
Франция |
17 |
5.02 |
Объединенные Арабские Эмираты |
18 |
4.97 |
Чили |
19 |
4.96 |
Великобритания |
20 |
4.93 |
Бельгия |
21 |
4.92 |
Эстония |
22 |
4.84 |
Япония |
23 |
4.78 |
Бахрейн |
24 |
4.76 |
Тайвань |
25 |
4.75 |
Республика Корея |
26 |
4.73 |
Испания |
27 |
4.72 |
Малайзия |
28 |
4.7 |
Израиль |
29 |
4.66 |
Португалия |
30 |
4.63 |
Словения |
31 |
4.61 |
Кипр |
32 |
4.56 |
Маврикий |
33 |
4.54 |
Оман |
34 |
4.52 |
Катар |
35 |
4.5 |
Чехия |
36 |
4.39 |
Иордания |
37 |
4.39 |
Венгрия |
38 |
4.39 |
Хорватия |
39 |
4.36 |
Литва |
40 |
4.36 |
Тунис |
41 |
4.36 |
Саудовская
|
42 |
4.36 |
КостаРика |
43 |
4.36 |
Латвия |
44 |
4.33 |
Италия |
45 |
4.3 |
Словакия |
46 |
4.3 |
Греция |
47 |
4.3 |
Турция |
48 |
4.19 |
Китай |
49 |
4.19 |
Таиланд |
50 |
4.18 |
Уругвай |
51 |
4.18 |
Молдова |
52 |
4.15 |
Панама |
53 |
4.06 |
Румыния |
54 |
4.05 |
Марокко |
55 |
4.01 |
Сальвадор |
56 |
4 |
Польша |
57 |
3.98 |
Гватемала |
58 |
3.97 |
Кувейт |
59 |
3.96 |
Намибия |
60 |
3.93 |
Южная Африка |
61 |
3.92 |
Индонезия |
62 |
3.82 |
Албания |
63 |
3.82 |
Армения |
64 |
3.81 |
Перу |
65 |
3.81 |
Гондурас |
66 |
3.80 |
Гамбия |
67 |
3.78 |
Македония |
68 |
3.78 |
Малави |
69 |
3.77 |
Азербайджан |
70 |
3.77 |
Украина |
71 |
3.76 |
Болгария |
72 |
3.76 |
Мадагаскар |
73 |
3.75 |
Мексика |
74 |
3.74 |
Египет |
75 |
3.72 |
Индия |
76 |
3.72 |
Никарагуа |
77 |
3.71 |
ШриЛанка |
78 |
3.70 |
Ямайка |
79 |
3.70 |
Замбия |
80 |
3.64 |
Доминиканская Республика |
81 |
3.64 |
Филиппины |
82 |
3.62 |
Сенегал |
83 |
3.62 |
Колумбия |
84 |
3.61 |
Уганда |
85 |
3.60 |
Гана |
86 |
3.60 |
Бразилия |
87 |
3.58 |
Боливия |
88 |
3.55 |
Вьетнам |
89 |
3.54 |
Лесото |
90 |
3.51 |
Камбоджа |
91 |
3.50 |
Танзания |
92 |
3.50 |
Казахстан |
93 |
3.49 |
Мозамбик |
94 |
3.49 |
Эфиопия |
95 |
3.48 |
Бенин |
96 |
3.47 |
Аргентина |
97 |
3.46 |
Кения |
98 |
3.45 |
Мали |
99 |
3.44 |
Пакистан |
100 |
3.43 |
Кыргызстан |
101 |
3.43 |
Босния и Герцеговина |
102 |
3.42 |
Эквадор |
103 |
3.41 |
БуркинаФасо |
104 |
3.41 |
Парагвай |
105 |
3.39 |
Камерун |
106 |
3.35 |
Мавритания |
107 |
3.31 |
Сирия |
108 |
3.30 |
Российская
|
109 |
3.29 |
Непал |
110 |
3.22 |
Бангладеш |
111 |
3.20 |
Алжир |
112 |
3.18 |
Монголия |
113 |
3.17 |
Таджикистан |
114 |
3.14 |
Гайана |
115 |
3.13 |
Бурунди |
116 |
2.99 |
Нигерия |
117 |
2.97 |
Зимбабве |
118 |
2.91 |
Венесуэла |
119 |
2.84 |
Котд’Ивуар |
120 |
2.78 |
Чад |
121 |
2.77 |