Правительство РФ одобрило разработанную Минтрансом концепцию реформирования управления системой внутренних водных путей России.
Глава Минтранса Игорь Левитин говорит, что министерство намерено до конца 2009 г. провести полную инвентаризацию имущества речных портов России. Этой работой займутся ревизоры транспортного ведомства.
В госрасходы придется заложить издержки на судебные процессы с «нынешними хозяевами» речной собственности, в том числе и государственной.
Сейчас нет определенности, сколько имущества находится в федеральной собственности, сколько — в региональной, а сколько принадлежит уже не существующим совхозам и колхозам. Предполагается, что все описанное государственное имущество будет передано на баланс создаваемого в настоящее время ФГУП «Росводпуть».
Комментируя «ЭЖ» предлагаемую Минтрансом речную реформу, президент Ассоциации речных портов России (АРП) Александр Зайцев сказал, что другого пути реформирования внутренних водных путей практически нет.
«Но у речного бизнеса есть опасения, что ревизоры могут наломать дров в ходе инвентаризации», — добавляет А. Зайцев.
Единая глубоководная система России обеспечивает товарооборот с 44 странами мира. Объем экспорта через нее составляет 15 млн т грузов в год, импорта — около 1 млн т. Речные магистрали необходимо поддерживать в судоходном состоянии. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы РФ на 2010—2015 гг.» будет реализована подпрограмма «Внутренние водные пути России», объем финансирования которой составит более 200 млрд руб. К 2015 г. предполагается, в частности, увеличить протяженность внутренних водных путей России с гарантированными глубинами до 56 тыс. км. Пропускная способность Единой глубоководной системы европейской части РФ должна превысить 30 млн т грузов в год.
На привлечение частных инвесторов в Минтрансе не рассчитывают. Подпрограмма «Внутренние водные пути России» будет на 4/5 профинансирована из федерального бюджета, а «ремонтировать» реки будут полностью за казенный счет.
Для оживления речного судоходства Минтранс России выступил с предложением разрешить (с 2011 г.) плавание иностранных судов по внутренним рекам РФ. Разумеется, в обмен на предоставление аналогичного права российским судам зарубежными государствами.
Протяженность внутренних водных путей составляет свыше 100 тыс. км. По ним ежегодно перевозится порядка 150 млн т грузов и около 20 млн пассажиров. Перевозки осуществляют полторы тысячи компаний, которые эксплуатируют более 28 тыс. судов.
На внутренних водных путях расположено 723 гидротехнических сооружения, в том числе 108 шлюзов. В структуре системы действует 131 речной порт, из которых 15 имеют международное значение.
В настоящее время управление и содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляют 15 государственных бассейновых управлений. Данная отрасль непривлекательна для частного бизнеса. В то же время обустройство водного пути в 10 раз дешевле железнодорожного и в 20 раз — автомобильного.