Исполнительный лист, предъявляемый к взысканию по искам в порядке субсидиарной ответственности к собственнику бюджетного учреждения, следует направлять в Федеральное казначейство (постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 3869/09).
По искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности, в частности, к субъекту Федерации по обязательствам созданных им учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета. В резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг учреждения взыскивается с субъекта РФ. Это следует из п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21.
ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением признать незаконными действия Управления Федерального казначейства (далее — УФК) по возврату обществу исполнительного листа, выданного арбитражным судом, и обязать УФК принять указанный исполнительный лист к исполнению.
Спор между ОАО и УФК возник изза вступившего в законную силу решения арбитражного суда, согласно которому в пользу общества взыскана сумма долга с Департамента лесного хозяйства субъекта РФ (далее — Департамент) в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственного учреждения.
Субсидиарная ответственность собственника учреждения
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (часть 2 ст. 120 ГК РФ).
Общество предъявило к взысканию исполнительный лист в УФК. Но последнее ответило письменным отказом, отметив, что отсутствует лицевой счет Департамента (субсидиарного должника).
Судами первой и апелляционной инстанций требования ОАО к УФК были удовлетворены. Но ФАС Северо-Кавказского округа отказал обществу, сославшись на ст. 242.4 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой исполнительный лист должен быть направлен в Минфин России — финансовый орган субъекта.
Спор дошел до высших арбитров. Президиум ВАС РФ постановлением от 09.07.2009 № 3869/09 поддержал общество.
Суд отметил, что исходя из позиции, изложенной в п. 7 постановления Пленума ВАС РФ 22.06.2006 № 21, выступать в качестве субсидиарного ответчика от имени учреждения, собственником которого является субъект РФ, должен главный распорядитель средств соответствующего бюджета. По решению арбитражного суда, порядок исполнения которого обжалует заявитель, функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств осуществляет Департамент. Согласно п. 9 ст. 242.4 БК РФ исполнительный лист о взыскании с Департамента задолженности должен быть отправлен в орган по месту открытия Департаменту лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта РФ.
Органом, который открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей бюджетов (в частности Департамента), является Федеральное казначейство (ст. 166.1 БК РФ). Высшие арбитры заключили, что общество правомерно направило исполнительный лист в УФК, а не в финансовый орган субъекта РФ.