Имущество, не включенное в перечень объектов, подлежащих приватизации, не считается выбывшим из федеральной собственности. Это еще раз подтвердил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 09.07.2009 № 2912/09.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом обратилось с иском к открытому акционерному обществу о признании права федеральной собственности на нежилые помещения.
История дела давняя. Еще в 2007 г. исковые требования управления были удовлетворены, но ФАС Центрального округа направил дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении стороны снова обошли все судебные инстанции, прежде чем дело дошло до высших арбитров.
В уставный капитал ОАО в порядке приватизации были включены нежилые помещения. Согласно плану приватизации в состав имущества не входят служебные помещения.
Управление и ОАО подписали соглашение, что общество признает за РФ собственность на не вошедшие в план приватизации помещения, в частности на служебные и вспомогательные площади. Но впоследствии право собственности на вспомогательные помещения было зарегистрировано за ОАО. Управление с такой ситуацией не согласилось и обратилось в суд.
Отказывая управлению в иске при его повторном рассмотрении, суды нижестоящих инстанций отметили, что общая площадь спорных помещений превышает площадь помещений, которые согласно плану приватизации остались в собственности Российской Федерации.
Следовательно, подписанное сторонами соглашение считается, по своей сути, договором дарения части помещений, не вошедших в приватизацию. В нарушение п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ данный договор не прошел госрегистрацию, а значит, он недействителен.
Справочно
Подпунктом 4 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ дарение между коммерческой и некоммерческой организацией не запрещено.
Управление с данным решением не согласилось и обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с надзорной жалобой. Президиум ВАС РФ в постановлении от 09.07.2009 № 2912/09 поддержал заявителя, оставив в силе решения судов, удовлетворивших исковые требования управления в 2007 г.
Из материалов дела следует, что ОАО не оспаривает отнесение основных помещений к федеральной собственности, правда, возражает против отнесения к федеральной собственности вспомогательных помещений. Управление указало в своих требованиях, что спорное имущество внесено в реестр федерального имущества и не вошло в перечень имущества, подлежащего приватизации. Исходя из этого данное имущество не выбывало из государственной собственности и впоследствии было лишь конкретизировано сторонами в соглашении, что и подтвердил Президиум ВАС РФ.
Вывод: при определении имущества, входящего в план приватизации, необходимо однозначно установить состав этого имущества, чтобы в дальнейшем вопросы разграничения собственности не пришлось решать в судебном порядке.