Новые возможности и более полное использование потенциала и ресурсов компании находятся за пределами обычного. Надо посмотреть на ситуацию под другим углом зрения и понять, что реально изменить, куда перенаправить (инвестировать) ограниченные ресурсы (деньги, время, внимание) для достижения поставленных целей.
Приведем аналогию: каждый человек покупает продукты. Причем всегда есть альтернатива: закупать их на неделю или ежедневно. Вопрос, закупать продукты на неделю, ежедневно или одни товары — на неделю, другие — ежедневно, возникает в том случае, если часть приобретенного товара приходится выбрасывать: продукты имеют обыкновение портиться. Естественно, вкусный только свежий продукт. Пожалуй, именно это качество самое главное. Основная цель — сохранить и поддерживать здоровье при рациональном использовании ресурсов, оптимизировать расходы.
Для предприятий важны стабильность и здоровое состояние, которое означает более высокие темпы роста доходов по сравнению с затратами. Иначе неизбежна подсадка на кредитную иглу. Достигать и поддерживать такое состояние можно с помощью правильно спланированной программы продуктов (услуг) на предстоящий период. Такая программа формирует основные затраты компании и служит основным источником доходов и прибыли.
«ЭЖ» неоднократно писала о моделировании правильной программы продуктов. На этот раз рассмотрим, как, управляя структурой программы, можно управлять доходами компании и ее эффективностью.
С программой продуктов (услуг) в расчетах согласовывается потребность в ресурсах (сырье, материалах, топливе, электроэнергии и других затратных статьях), определяются выручка, прибыль, рентабельность. Соответственно формируется программа ключевых финансовых показателей на предстоящий период.
Многие компании упускают возможность управлять программой продуктов или услуг. Речь идет не о планировании объемов выпуска, а скорее об оптимизации структуры продуктов или услуг. Изменяя структуру (при неизменных объемах выпуска), можно спланировать максимальную прибыль или минимальные затраты на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги) в зависимости от того, какую цель преследует компания.
Если компания выпускает большой ассортимент разнородной продукции и не собирается от него отказываться, в целях сохранения рынка сбыта вполне применим вариант расчета программы продуктов с использованием компонента программного продукта Excel «Поиск решения…».
Рассмотрим влияние управления структурой программы продуктов на экономические показатели работы компании на конкретном примере.
ПРИМЕР
Компания выпускает четыре вида разнообразной продукции. Для каждого из них характерны свои переменные затраты, себестоимость, цена, маржинальный доход и прибыль (табл. 1). Производственная мощность предприятия — 42 800 ед. Маркетинговые исследования определили возможные минимальные и максимальные объемы реализации каждого вида продукции на рынке (табл. 2) и предполагаемый вариант загрузки оборудования (программы продуктов) на месяц. Данные сведены в табл. 3.
В зависимости от сложившейся ситуации в компании и на рынке можно либо оставить исходный вариант, либо выбрать один из возможных вариантов программы:
1) с минимальной себестоимостью выпускаемой продукции;
2) с максимальной суммой прибыли;
3) с максимальным маржинальным доходом.
Для настройки компонента «Поиск решения…» необходимо на панели задач выбрать «Сервис» — «Надстройки…» и в появившемся диалоговом окне найти «Поиск решения…».
Для правильности расчетов в заполняемые итоговые ячейки и в ячейки, которые собирают информацию по всему выпуску, надо вносить формулы.
В появившемся диалоговом окне щелчком мыши устанавливаем целевую ячейку (в данном случае «Себестоимость выпуска»). Выбираем для нее минимальное значение.
Далее в окне «Изменяя ячейки» задаем диапазон ячеек («Выпуск продукции»), которые будут автоматически изменяться до тех пор, пока себестоимость выпуска не станет минимальной.
В окне «Ограничения» с помощью кнопки «Добавить» вводим допустимый диапазон выпуска по каждому ассортименту (табл. 2), определяем итоговый выпуск в количестве 42 800 ед. и указываем, что изменяемые ячейки должны быть целыми числами.
После того как установлена целевая ячейка, выбраны изменяемые ячейки и все необходимые ограничения, нажимаем кнопку «Выполнить».
Если все сделано правильно и вариант решения поставленной задачи существует, появится диалоговое окно «Результаты поиска решения». Для сохранения полученного результата нужно нажать кнопку «Сохранить найденное решение», затем «ОК». Полученные результаты представлены в табл. 3.
Варианты 2 и 3 практически идентичны варианту 1. Отличие лишь в выборе целевой ячейки. В случае с маржинальным доходом и прибылью целевая ячейка должна быть максимальной. Результаты расчетов см. в табл. 3.
При сохранении объемов производства и изменении программы продуктов изложенными выше способами можно спрогнозировать оптимальный выпуск продукции и получить желаемые целевые показатели — снижение себестоимости и повышение рентабельности (рост прибыли). Особое значение данные расчеты получают при составлении бизнеспланов и прогнозов развития.
Таблица 1
Параметры производственной программы
Продукция |
Переменные затраты
|
Себестоимость 1 единицы (руб.) |
Цена (руб.) |
Маржинальный доход (руб.) |
Прибыль (руб.) |
А |
4431 |
4746 |
4778 |
347 |
32 |
Б |
502 |
605 |
1562 |
1060 |
957 |
С |
2039 |
2403 |
2595 |
556 |
192 |
Д |
391 |
471 |
890 |
499 |
419 |
Таблица 2
Максимальные и минимальные объемы реализации продукции
Продукция |
Минимальный объем, шт. |
Максимальный объем, шт. |
А |
7850 |
8555 |
Б |
17 600 |
18 500 |
С |
2700 |
3500 |
Д |
13 100 |
14 000 |
Таблица 3
Варианты производственной программы
Продукция |
Выпуск, шт. |
Переменные затраты
|
Себестоимость 1 единицы(руб.) |
Цена (руб.) |
Маржинальный доход (руб.) |
Прибыль(руб.) |
Себестоимость выпуска (руб.) |
Выручка
|
Маржинальный доход на весь выпуск (руб.) |
Прибыль на весь выпуск(руб.) |
Исходный вариант производственной прогрммы | ||||||||||
А |
8 150 |
4431 |
4746 |
4778 |
347,435 |
32,389 |
38 678 523 |
38 942 496 |
2 831 597 |
263 973 |
Б |
18 000 |
502 |
605 |
1562 |
1059,519 |
957,297 |
10 884 650 |
28 116 000 |
19 071 350 |
17 231 350 |
С |
3 150 |
2039 |
2403 |
2595 |
556,132 |
192,004 |
7 569 774 |
8 174 589 |
1 751 815 |
604 815 |
Д |
13 500 |
391 |
471 |
890 |
499,283 |
418,690 |
6 362 677 |
12 015 000 |
6 740 323 |
5 652 323 |
Итого |
42 800 |
63 495 623 |
87 248 085 |
30 395 085 |
23 752 462 | |||||
Первый вариант расчетов: минимальная себестоимость | ||||||||||
А |
7 850 |
4431 |
4746 |
4778 |
347 |
32 |
37 254 773 |
37 509 030 |
2 727 366 |
254 257 |
Б |
18 250 |
502 |
605 |
1562 |
1060 |
957 |
11 035 825 |
28 506 500 |
19 336 230 |
17 470 675 |
С |
2 700 |
2039 |
2403 |
2595 |
556 |
192 |
6 488 377 |
7 006 790 |
1 501 556 |
518 413 |
Д |
14 000 |
391 |
471 |
890 |
499 |
419 |
6 598 332 |
12 460 000 |
6 989 965 |
5 861 668 |
Итого |
42 800 |
61 377 308 |
85 482 320 |
30 555 117 |
24 105 012 | |||||
Отклонения от исходного варианта |
–2 118 315 |
–1 765 764 |
160 032 |
352 551 | ||||||
Второй вариант расчетов: максимальная прибыль | ||||||||||
А |
7850 |
4431 |
4746 |
4778 |
347 |
32 |
37 254 773 |
37 509 030 |
2 727 366 |
254 257 |
Б |
18 500 |
502 |
605 |
1562 |
1 060 |
957 |
11 187 001 |
28 897 000 |
19 601 110 |
17 709 999 |
С |
2700 |
2039 |
2403 |
2595 |
556 |
192 |
6 488 377 |
7 006 790 |
1 501 556 |
518 413 |
Д |
13 750 |
391 |
471 |
890 |
499 |
419 |
6 480 504 |
12 237 500 |
6 865 144 |
5 756 996 |
Итого |
42 800 |
х |
х |
х |
х |
х |
61 410 656 |
85 650 320 |
30 695 176 |
24 239 664 |
Отклонения от исходного варианта |
–2 084 967 |
–1 597 764 |
300 091 |
487 202 | ||||||
Третий вариант расчетов: максимальный маржинальный доход | ||||||||||
А |
7850 |
0 |
4746 |
4778 |
4778 |
32 |
37 254 773 |
37 509 030 |
2 727 366 |
254 257 |
Б |
18 500 |
0 |
605 |
1562 |
1562 |
957 |
11 187 001 |
28 897 000 |
19 601 110 |
17 709 999 |
С |
3 350 |
0 |
2403 |
2595 |
2595 |
192 |
8 050 394 |
8 693 610 |
1 863 041 |
643 216 |
Д |
13 100 |
0 |
471 |
890 |
890 |
419 |
6 174 153 |
11 659 000 |
6 540 610 |
5 484 847 |
Итого |
42 800 |
х |
х |
х |
х |
х |
62 666 322 |
86 758 640 |
30 732 127 |
24 092 318 |
Отклонения от исходного варианта |
–829 301 |
–489 445 |
337 042 |
339 857 |