«Мертвые души» — живые долги

| статьи | печать

Уведомление кредиторов — одна из основополагающих стадий процедуры ликвидации юридического лица. Однако не всегда ликвидационная комиссия выполняет требования, предписанные Гражданским кодексом РФ. Как определить круг лиц, подлежащих информированию, каковы порядок и сроки уведомления и что следует понимать под письменным уведомлением кредиторов? Ответы на эти и другие вопросы — в сегодняшнем выпуске.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

При реализации положений п. 1 ст. 63 ГК РФ на практике возникает проблема определения круга кредиторов. Прежде всего необходимо конкретизировать термин «кредитор» при ликвидации юридического лица.

В законодательстве не закреплено единое понятие кредитора. В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) должно совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от такого действия. Кредитор, в свою очередь, имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о несостоятельности) устанавливает, что кредиторами являются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, а также по уплате обязательных платежей, выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Понятие «кредитор», закрепленное в Законе о несостоятельности, используется только для целей данного закона.

Из ст. 307 ГК РФ следует, что кредитором признается лицо, имеющее право требовать от должника исполнения его обязанности (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия.

Согласно п. 2 ст. 308 ГК РФ в случае если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается ее должником (в том, что она обязана сделать в ее пользу) и одновременно ее кредитором (в том, что имеет право от нее требовать). Получается, что одно и то же лицо может быть как кредитором, так и должником по одному и тому же обязательству.

Если при ликвидации юридического лица пользоваться критериями ст. 307 ГК РФ, необходимо уведомлять всех контрагентов по гражданско-правовым обязательствам, то есть лиц, имеющих к должнику права требования как по денежным, так и по иным обязательствам. Однако за рамками данного определения остаются налоговые и иные органы исполнительной власти, перед которыми у организации существуют обязательства по платежам, а также работники ликвидируемого юридического лица.

В бухгалтерском учете термин «кредитор» применяется для обозначения лица, перед которым организация имеет задолженность, отраженную в балансе по строке «Кредиторская задолженность» (то есть кредиторы по денежным обязательствам).

Найти и уведомить

Для установления круга кредиторов при ликвидации юридического лица необходимо определить, с какой целью ликвидационная комиссия их уведомляет.

В соответствии с п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой компании, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения.

Из указанной нормы следует, что ликвидационная комиссия выявляет кредиторов для составления промежуточного ликвидационного баланса, в котором будут отражаться требования, вытекающие из денежных обязательств. При этом необходимость письменно уведомлять налоговые органы и внебюджетные фонды в порядке, предусмотренном ст. 63 ГК РФ, сохраняется. Это подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 29.09.2005 № КГ-А40/9033-05, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2008 № 18АП-4479/2008 по делу № А76-2878/2008, которое постановлением ФАС Уральского округа от 01.12.2008 № Ф09-8086/08-С4 оставлено без изменения. В данных постановлениях суды посчитали доказанным факт выявления кредиторов путем направления уведомлений в налоговые органы и внебюджетные фонды).

Важно

В результате толкования действующего законодательства под «кредиторами ликвидируемого юридического лица» надлежит понимать лиц, имеющих по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня, государственные внебюджетные фонды, по оплате труда работников и выплате выходных пособий.

Из абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ следует, что уведомление кредиторов не только сводится к публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации», как это прямо указано в абз. 1 п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, но и включает письменное персональное уведомление.

Имейте в виду

Публикация сведений в органах печати, в которых обнародуются данные о государственной регистрации юридических лиц, не заменяет обязанности письменного уведомления кредиторов о ликвидации компании.

Как справедливо отмечает ФАС Северо­-Кавказского округа, сам по себе факт публикации сведений о предстоящей ликвидации юридического лица не освобождает ликвидационную комиссию от предусмотренной ст. 63 ГК РФ обязанности по выявлению и письменному уведомлению кредиторов (постановление от 09.04.2008 № Ф08-1815/2008 по делу № А32-27922/2006-19/580. Определением ВАС РФ от 30.07.2008 № 9842/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Что касается уведомления работников ликвидируемой организации, для этого предусмотрена особая процедура, закрепленная частью 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ. О предстоящем увольнении работодатель предупреждает работников персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Письменное уведомление осуществляется ликвидационной комиссией путем направления сообщений всем имеющимся кредиторам. При этом в случае возникновения споров ликвидатор должен располагать документами, подтверждающими отправку уведомлений.

На практике распространены два вида письменного уведомления:

  • вручение кредитору извещения под роспись (у ликвидируемой организации остается экземпляр с подписью кредитора и датой получения уведомления);
  • отправление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В настоящее время используется и такой вид уведомления, как отправка сообщения о ликвидации компании по факсу или электронной почте. Этот вариант следует использовать, если есть возможность зафиксировать факт отправки уведомлений кредиторам, а также то, что номер либо адрес электронной почты, на который направлялось сообщение, принадлежит кредитору. Причем согласно части 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также подписанные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и порядке, установленных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором.

Следовательно, использование документов, полученных посредством факсимильной или электронной связи, в качестве доказательства возможно только в тех случаях, когда это предусмотрено договором, заключенным между сторонами.

Не спешите «хоронить»

Гражданский кодекс РФ не определяет сроков для направления письменных уведомлений кредиторам.

В связи с тем что срок предъявления требований кредиторов исчисляется с момента публикации сообщения о ликвидации юридического лица, направление уведомления о ликвидации кредитору менее чем за два месяца до прекращения приема требований не считается нарушением порядка ликвидации.

Кроме того, законодательство не конкретизирует сроки, по истечении которых ликвидационная комиссия утрачивает право принимать меры, направленные на выявление кредиторов ликвидируемой компании.

Неопределенность сроков в сочетании с невыполнением ликвидационной комиссией обязанности по письменному уведомлению кредиторов, а также отсутствие в законодательстве последствий неисполнения такой обязанности приводят к многочисленным злоупотреблениям со стороны собственников имущества ликвидируемых организаций и исключению организаций из ЕГРЮЛ до полного удовлетворения требований всех кредиторов.

Невыполнение ликвидационной комиссией указанной обязанности нарушает права кредиторов, препятствует предъявлению и удовлетворению их имущественных требований в процессе ликвидации; промежуточный ликвидационной баланс составляется без учета требований кредиторов.

Бывает и так

На практике нередко случается, что организация-должник уже прекратила существование, а кредитор даже не подозревает, что данное юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Дело в том, что о публикации сообщения в журнале «Вестник государственной регистрации» из-за особенностей распространения данного издания кредитору не было известно, письменного уведомления он тоже не получал, что, однако, не помешало внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации.

Положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывают регистрирующий орган проверять достоверность сведений, изложенных в представленных на государственную регистрацию документах, в том числе промежуточном и ликвидационном балансах, а также проверять отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности.

Установленный законом порядок ликвидации юридического лица не предусматривает также необходимость представлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие уведомление кредиторов. Законные основания для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации лица у налоговой инспекции в данном случае отсутствуют.

В этой ситуации существует такой способ защиты прав кредиторов, как признание в судебном порядке недействительной записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией и обязание регистрирующего органа аннулировать данную запись.

Арбитражная практика

ФАС Северо­-Кавказского округа (постановление от 09.11.2006 № Ф08-5142/2006) подтвердил, что вывод нижестоящего суда является правильным в том, что заявленное требование общества о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации учреждения подлежит удовлетворению, так как судом было установлено, что общество является кредитором ликвидированного учреждения и о ликвидации не извещалось. Доказательства уведомления общества в материалах дела отсутствовали.

Подводя итог, необходимо отметить следующее.

  1. Законодательство устанавливает обязательность выявления и письменного уведомления кредиторов ликвидируемого юридического лица, однако правовые механизмы защиты их прав не прописаны;
  2. Кредиторами при ликвидации организации являются лица, перед которыми она имеет задолженность. При этом стоит учитывать кредиторов не только по гражданскоправовым обязательствам, но и иных (бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, работники ликвидируемой организации);
  3. Уведомление кредитора необходимо, вне зависимости от того, согласен должник с наличием задолженности или существуют основания для ее оспаривания.