Внимание, эмитенты!
Порядок раскрытия и предоставления информации об аффилированных лицах и существенных фактах претерпел значительные изменения. В сегодняшнем выпуске мы публикуем подробные комментарии к новациям, с рекомендациями и примерными формами документов.
Основные изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н [1], касаются порядка раскрытия информации об аффилированных лицах, а также существенных фактов и сообщений о сведениях, способных значительно повлиять на стоимость ценных бумаг. Отменено требование об их представлении в регистрирующий орган на бумажном и электронном носителях. При этом для всех без исключения ОАО, а также ЗАО, осуществивших (осуществляющих) публичное размещение ценных бумаг, введена обязанность раскрывать на своих сайтах списки аффилированных лиц и изменения, вносимые в них, а в лентах новостей уполномоченных информационных агентств — сообщения о размещении списков аффилированных лиц в сети Интернет.
Важнейшие новации, содержащиеся в приказе ФСФР России от 02.06.2009 № 09-17/пз-н [2], затрагивают состав сведений об аудиторе и оценщике, содержащихся в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете, что продиктовано завершившимся переходом оценщиков и аудиторов на саморегулирование.
Приказом ФСФР России от 18.06.2009 № 09-23/пз-н [3] установлен новый формат текстов документов, представляемых в ФСФР на электронных носителях (для ежеквартальных отчетов). Для заполнения электронного документа, являющегося ежеквартальным отчетом эмитента, должен будет использоваться специальный программный продукт («Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России»), который будет распространяться без взимания платы через сайт ФСФР России.
Рассмотрим эти новации более подробно.
Изменения, внесенные приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н (далее — приказ № 09-14/пз-н) в части раскрытия информации об аффилированных лицах (постатейный комментарий)
Новая редакция раздела 8.5 «Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества» вступила в силу 1 июля с. г.8.5. Раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества.
8.5.1. Акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Комментарий к п. 8.5.1
1. В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) открытое акционерное общество обязано раскрывать иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 92 Закона об АО обязательное раскрытие информации в случае публичного размещения обществом облигаций или иных ценных бумаг осуществляется в объеме и порядке, установленными федеральным органом исполнительной власти по фондовому рынку.
Раздел VIII Положения в качестве дополнительных сведений, подлежащих раскрытию открытыми акционерными обществами, а также закрытыми АО, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение ценных бумаг, определяет списки и информацию об аффилированных лицах.
2. Аффилированным лицом в соответствии с определением из Закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» считается физическое или юридическое лицо, способное влиять на деятельность юридических и (или) физических лиц — индивидуальных предпринимателей, а именно:
— член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
— лица, принадлежащие к группе лиц, в которую входит данное общество;
— лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица;
— юридическое лицо, в котором данное общество имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный или складочный капитал, а также вклады и доли данного юридического лица.
3. Еще одно основание аффилированности, определенное указанным Законом, связано с участием общества в финансово-промышленной группе (ФПГ). Если юрлицо является участником ФПГ, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников группы. В то же время в связи с признанием утратившим силу Федерального закона от 30.11.95 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» и отсутствием в законодательстве юридического определения понятия «финансово-промышленная группа» автор полагает, что при составлении списков аффилированных лиц общество может не учитывать основания аффилированности по факту участия в ФПГ.
4. Отметим, что п. 8.5.1 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.8.5.2. Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно приложению 26 к настоящему Положению.
Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
Комментарий к п. 8.5.2
1. В действующем законодательстве правовые механизмы, обязывающие аффилированных лиц представлять сведения о себе, описаны фрагментарно:
• первый случай прямо предусмотрен п. 2. ст. 93 Закона об АО. Он обязывает аффилированное лицо письменно уведомить общество о принадлежащих этому лицу акциях. Отметим, что, если аффилированному лицу не принадлежит ни одной акции общества, по нашему мнению, оно не несет обязательств по его уведомлению;
• второй случай может проистекать из норм ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ), обязывающих владельцев обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) направить уведомления эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг о приобретении пяти и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75%;
• третий случай также предусмотрен ст. 30 Закона о РЦБ. Он обязывает приобретателя акций общества, выпуск ценных бумаг которого сопровождался регистрацией проспекта эмиссии, по соглашению с акционером определять порядок голосования по таким акциям на общем собрании, если в результате приобретения данное лицо самостоятельно или совместно со своими аффилированными лицами прямо либо косвенно получает возможность распоряжаться более чем 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% голосов по размещенным обыкновенным акциям. Не позднее пяти дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента возникновения права распоряжения голосами по акциям на общем собрании, в том числе на основании договора, указанное лицо обязано направить уведомление эмитенту, а также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Отметим, что ненаправление такого уведомления грозит ответственностью по ст. 15.19 части 3 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Это важно
В списки аффилированных лиц необходимо включать только известную организации информацию об этих лицах.
2. В некоторых случаях общество должно узнавать сведения об аффилированных лицах либо новую информацию о них (например, при избрании членов совета директоров или избрании (назначении) исполнительных органов общества, а также при составлении списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании). Также сведения об аффилированных лицах необходимо узнавать при совершении сделки с заинтересованностью.
Дело в том, что основанием отнесения сделки к категории сделок с заинтересованностью могут быть отношения аффилированности с обществом контрагента по сделке либо его уполномоченных лиц. Очевидно, что обществу доступна информация о таких аффилированных лицах, как управляющая организация, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа, а также дочерние и зависимые общества и т.п.
3. По каждому аффилированному лицу в списке необходимо указывать:
— полное фирменное наименование (для организации) или ФИО (для физического лица);
— место нахождения (для юридического лица) или место жительства (для физического лица. Кстати, оно указывается только с его согласия);
— основания (основание), в силу которых лицо признается аффилированным;
— дата наступления оснований (основания);
— доля участия аффилированного лица в уставном капитале общества, в %;
— доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций общества, в %.
4. Месту нахождения юридического лица посвящена ст. 4 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с п. 2 и 3 указанной статьи место нахождения общества определяется местом его госрегистрации и указывается в учредительных документах. При этом юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа или лиц, имеющих право действовать от имени общества без доверенности.
Аналогичные нормы содержатся также в п. 2 ст. 4 и п. 3 ст. 11 Закона об АО.
Исходя из указанных положений в уставах акционерных обществ и иных юридических лиц в качестве места нахождения указывались, как правило, субъект РФ, область, район, село, город, где находился постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, а в случае его отсутствия — иные орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности. Одновременно устав юридического лица содержал, как правило, почтовый адрес, по которому осуществлялась связь с ним.
Изменение понятия «место нахождения» связано со вступлением в силу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
Во-первых, в соответствии с подп. «в» п. 1 ст. 5 данного закона в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержится в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества (при отсутствии такого органа — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности), по которому осуществляется связь с организацией. Иного адреса (места нахождения) общества ЕГРЮЛ при этом не содержит.
Во-вторых, Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» понятие «почтовый адрес» исключено из федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационноправовых форм.
Таким образом, под местом нахождения общества понимается адрес помещения, в котором находится его постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия такового — орган или лицо, имеющие право действовать от имени общества без доверенности.
5. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» место жительства физического лица является его персональными данными и не подлежит распространению в СМИ без предварительного согласия этого лица. Если эмитент указывает в списке аффилированных лиц точный адрес места жительства физического лица, субъекту раскрытия необходимо иметь письменное согласие данного лица на распространение его персональных данных в свободном доступе.
Рекомендация
Не рекомендуется указывать какие-либо сведения о месте жительства физического лица в списке аффилированных лиц, включая наименование населенного пункта. Вместо этого в соответствующем поле списка лучше написать «согласие физического лица на раскрытие информации не получено».
6. У одного и того же лица может быть несколько оснований для признания аффилированным — например, лицо, являющееся единоличным исполнительным органом, будет входить с обществом в одну группу лиц согласно нормам ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, оно может быть членом совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа.
В списке аффилированных лиц для каждого лица необходимо указывать все известные обществу основания аффилированности. Важно учесть, что у каждого основания аффилированности может быть своя дата возникновения, поэтому при наличии нескольких оснований необходимо указывать дату возникновения каждого.
7. Для членов совета директоров (наблюдательного совета) эмитента моментом появления основания аффилированности будет считаться:
— момент проведения общего собрания акционеров (если решение принималось им);
— дата принятия решения (если решение принято единственным акционером).
При этом, если член совета директоров переизбирается собранием акционеров на новый срок, в список аффилированных лиц необходимо внести новую дату возникновения основания аффилированности, поскольку членом совета он является не на основании решения собрания, например, двухлетней давности, а на основании решений последнего собрания акционеров.
8. Для единоличного и коллегиального исполнительных органов моментом появления основания аффилированности может считаться:
— дата начала осуществления полномочий, отраженная в протоколе органа управления, избравшего (назначившего) соответствующее лицо (лиц), а в случае отсутствия такой даты — день фактического вступления в должность или проведения собрания (заседания) органа управления, принявшего данное решение;
— для управляющей организации — момент начала осуществления ею полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО). Решение о передаче полномочий ЕИО управляющей организации либо управляющему принимается общим собранием акционеров. Но юридически передача полномочий происходит после вступления в силу положений договора между обществом и управляющей организацией. Момент передачи полномочий, как правило, фигурирует в соответствующем договоре и считается моментом появления основания аффилированности.
9. Пункт 8.5.2 не претерпел изменений по сравнению с предыдущей редакцией раздела 8.5.
8.5.3. Акционерное общество обязано опубликовать на своей веб-странице текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с этой даты окончания, а тексты изменений в списке аффилированных лиц — не позднее двух рабочих дней с даты внесения изменений.
Комментарий к п.8.5.3
1. Ранее действующей редакцией раздела 8.5 Положения о раскрытии информации для подавляющего большинства АО (за исключением открытых обществ, обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, и ЗАО, осуществивших публичное размещение облигаций) не устанавливалось требований к раскрытию списков аффилированных лиц, а также изменений в них через Интернет.
Новая редакция устанавливает, что списки аффилированных лиц всех без исключения ОАО (а также ЗАО, публично разместивших облигации), а также любые изменения, вносимые в эти списки, должны раскрываться в сети Интернет в течение двух рабочих дней с момента окончания соответствующего квартала либо с момента внесения таких изменений. Положение не устанавливает точной формы, в которой должны раскрываться данные сообщения. В качестве таковой можно предложить следующую форму по аналогии с тем, как раскрываются изменения в списке аффилированных лиц на дату окончания отчетного квартала (см. таблицу).
Если в течение одного дня вносятся (раскрываются) несколько изменений, их можно размещать в одном файле.
2. Прежняя редакция п. 8.5.3 раздела 8.5. Положения о раскрытии информации содержала требование представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с этой даты. Однако в новой редакции указанного раздела о такой обязанности субъекта раскрытия не упоминается. Следовательно, списки аффилированных лиц начиная с составленных на 30 июня 2009 г. могут не представляться в регистрирующий орган. Отмена госрегулятором с 1 июля с.г. требований представлять списки аффилированных лиц в регистрирующий орган не отменяет обязанность общества физически иметь (хранить) такие списки, подписанные уполномоченными лицами, поскольку данное требование установлено частью 1 ст. 89 Закона об АО. Списки составляются по форме, утвержденной приложением 26 к Положению о раскрытии информации.
3. Требования к формату документа, размещаемого субъектом раскрытия информации на своей странице в сети Интернет, Положение не устанавливает. Ранее в соответствии с распоряжением ФКЦБ России от 15.08.2003 № 03-1729/р «Об утверждении временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» все файлы, предоставляемые в электронном виде в регистрирующий орган, должны были быть записаны в формате Rich Text Format в кодировке Windows (CP 1251) и иметь расширение .rtf, а файл, содержащий список аффилированных лиц, должен был иметь имя alist.rtf. Следует отметить, что данные требования ранее распространялись только на формат файлов, предоставляемых в регистрирующий орган.
Исходя из общих требований к раскрытию информации в Интернете, изложенных в п. 1.6 Положения о раскрытии информации и гласящих, что «при опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации», можно сделать вывод: для раскрытия информации эмитенту желательно использовать наиболее распространенные форматы документов — RTF, PDF, DOC, HTML, при необходимости применяя наиболее распространенные архиваторы (ZIP, RAR и т.п.).
Изменения, внесенные в список аффилированных лиц открытого (закрытого) акционерного общества «_________________»,
| |||||
№ п/п |
Содержание изменения |
Дата наступления изменения |
Дата внесения изменения
| ||
Содержание сведений об аффилированном лице до изменения | |||||
Полное фирменное наименование (наименование для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество аффилированного лица |
Место нахождения юридического лица или место жительства физического лица (указывается только с согласия физического лица) |
Основание (основания), в силу которого лицо признается аффилированным |
Дата наступления основания (оснований) |
Доля участия аффилированного лица в уставном капитале акционерного общества, % |
Доля принадлежащих аффилированному лицу обыкновенных акций акционерного общества, % |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Содержание сведений об аффилированном лице после изменения | |||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4. Срок, в течение которого общество должно внести изменения в список аффилированных лиц, в настоящее время не регулируется нормативными правовыми актами ФСФР России. В утратившем силу постановлении ФКЦБ России от 30.09.99 № 7 «О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ» для внесения в список изменений устанавливался трехдневный срок.
5. В отношении кредитных организаций действуют требования п. 2.2 Положения Банка России от 20.07.2007 № 307-П «О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций», в соответствии с которыми срок для внесения изменений в список аффилированных лиц установлен в три рабочих дня с момента, когда кредитной организации стало известно о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список.
6. С учетом требований Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н, эмитенты, чьи ценные бумаги включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И , обязаны принять на себя обязательства по представлению фондовой бирже списка аффилированных лиц эмитента и его регулярному обновлению. При этом действующие правила листинга российских фондовых бирж не конкретизируют сроки внесения изменений в списки аффилированных лиц, устанавливая только сроки представления таких изменений.
Рекомендация
Эмитентам, ценные бумаги которых включены в котировальные листы А1, А2, Б, В, И, советуем вносить изменения в списки аффилированных лиц в разумные сроки (например, в течение семи дней с момента, когда эмитент узнал о документально подтвержденном факте, требующем внесения изменений и (или) дополнений в список аффилированных лиц (в соответствии с п. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства)).
8.5.4. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, — с даты его опубликования в сети Интернет.Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в Интернете, а если он опубликован в Интернете после истечения такого срока, — с даты его опубликования в Интернете.
Комментарий к п. 8.5.4
1. Ранее действующая редакция раздела 8.5 Положения о раскрытии информации устанавливала срок, в течение которого список аффилированных лиц должен был быть доступен в Интернете — три года с даты опубликования в Сети. Согласно новой редакции если общество публикует текст списка либо изменений в нем в сети Интернет до истечения установленного Положением срока, то период, в течение которого данная информация должна быть доступна в Сети, продляется на столько дней, на сколько раньше была произведена публикация. Например, если список, составленный 30 июня, был опубликован 1 июля, он должен быть доступен в сети Интернет на один день дольше, чем опубликованный 2 июля.
8.5.5. Не позднее одного дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.
Сообщение о раскрытии акционерным обществом на странице в Интернете списка аффилированных лиц акционерного общества должно содержать:
— полное и сокращенное фирменные наименования акционерного общества, его место нахождения;
— присвоенный акционерному обществу налоговыми органами идентификационный номер налогоплательщика;
— основной государственный регистрационный номер, за которым в ЕГРЮЛ внесена запись о создании акционерного общества;
— уникальный код эмитента, присваиваемый регистрирующим органом;
— адрес страницы в Интернете, используемой акционерным обществом для раскрытия информации;
— вид документа, текст которого опубликован акционерным обществом на странице в Интернете (список аффилированных лиц АО с указанием года и номера квартала, по итогам которого он составлен);
— дату опубликования АО списка аффилированных лиц на странице в Интернете.
Комментарий к п. 8.5.5
1. Прежняя редакция раздела 8.5 Положения о раскрытии информации не обязывала общество раскрывать в ленте новостей информацию о размещении списка аффилированных лиц в Интернете. Новая редакция вводит такую обязанность в связи с необходимостью информирования всех заинтересованных лиц о размещении списка аффилированных лиц в Глобальной сети.
2. Согласно п. 1.4 Положения в случаях, когда эмитент обязан публиковать информацию в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (далее — лента новостей), такая публикация должна осуществляться в ленте новостей хотя бы одного из информационных агентств, уполномоченных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на распространение информации, раскрываемой на фондовом рынке (далее — распространитель информации), в срок до 10.00 последнего дня, в течение которого она должна быть опубликована. Часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается по месту нахождения эмитента. Если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения эмитента истекают после часа, когда распространитель информации по установленным правилам прекращает соответствующие операции, — по месту нахождения распространителя информации.
3. Под информационным ресурсом, обновляемым в режиме реального времени и предоставляемым информационным агентством, следует понимать сайт данного агентства.
В августе — октябре 2006 г. ФСФР России провела отбор информационных агентств, по результатам которого 16 февраля 2007 г. с пятью агентствами, в том числе с ЗАО «Интерфакс» (www.e-disclosure.ru), были заключены соглашения, в соответствии с которыми они получили статус информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг.
4. Пунктом 1.4 Положения устанавливаются правила определения периода времени (срока), в течение (не позднее истечения) которого эмитенты обязаны осуществлять раскрытие информации в ленте новостей.
Указанный период определяется в часах. Эмитент обязан раскрыть информацию (опубликовать соответствующее сообщение) в ленте новостей до 10 часов утра последнего дня, в течение которого соответствующая информация должна быть раскрыта в ленте новостей. Последним днем, в течение которого эмитент обязан опубликовать сообщение в ленте новостей, является второй день (следующий за днем возникновения события (совершения действия), требующего его раскрытия путем опубликования соответствующего сообщения в ленте новостей). При этом момент наступления (возникновения) события (совершения действия), влекущего обязанность раскрытия информации в ленте новостей, определяется Положением для каждого такого события (действия) индивидуально.
Важно отметить, что комментируемый пункт, равно как и иные пункты Положения, не содержит запрета на опубликование сообщения в ленте новостей в день возникновения события (совершения действия), влекущего за собой обязанность раскрытия в ленте новостей, то есть в течение торговой сессии, проводимой фондовой биржей или иным организатором торговли на рынке ценных бумаг.
5. Комментируемый пункт Положения содержит обязанность эмитента по опубликованию сообщений в ленте новостей хотя бы одного уполномоченного информационного агентства. Отметим, что соглашение, заключенное ФСФР России с каждым из агентств, предполагает оказание ими услуг эмитентам на основании договора, что предполагает их возмездный характер.
Опубликование в ленте новостей должно осуществляться до 10 часов утра поясного времени последнего дня, в течение которого сообщение должно быть опубликовано. Поясное время определяется по месту нахождения эмитента. В этой связи эмитенты, у которых 10 часов утра по местному поясному времени наступают после 18.00 и до 9.00 по московскому, имеют возможность опубликовать сообщение в ленте новостей до 10.00 МСК — то есть для них срок опубликования сообщений в ленте новостей продлевается с 10.00 по местному поясному времени до 10.00 по московскому.
Учитывая разницу в часовых поясах (разницу поясного времени) и установленный режим работы уполномоченных информационных агентств, эмитенты должны публиковать сообщения в ленте новостей в следующие сроки (по московскому времени):
— с местом нахождения в Самарской области и Республике Удмуртия — до 9.00;
— с местом нахождения в Калининградской области — до 11.00;
— все остальные — до 10.00.
6. Положение не устанавливает требований к представлению в регистрирующий орган сообщения о раскрытии обществом в сети Интернет списка аффилированных лиц, а также особых требований к подписанию и хранению такого сообщения. При размещении сообщения в ленте новостей эмитент может использовать следующий шаблон.
Сообщение о публикации списка аффилированных лиц акционерного общества в сети Интернет
1. Общие сведения.
1.1. Полное фирменное наименование эмитента (для некоммерческой организации — наименование).
1.2. Сокращенное фирменное наименование эмитента. 1.3. Место нахождения эмитента.
1.4. ОГРН эмитента.
1.5. ИНН эмитента.
1.6. Уникальный код эмитента, присвоенный регистрирующим органом.
1.7. Адрес страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.
2. Содержание сообщения
2.1. Наименование документа, содержащего информацию, к которой обеспечивается доступ: список аффилированных лиц на дату: дд/мм/гггг.
2.2. Дата опубликования текста документа на странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации: дд/мм/гггг.
Прочие изменения, вносимые приказом ФСФР России от 23.04.2009 № 09-14/пз-н в Положение о раскрытии информации
Следует отметить, что основной причиной интереса читателей к приказу ФСФР России № 09-14/пз-н стало, конечно, изменение порядка раскрытия информации об аффилированных лицах. Кроме новой редакции раздела 8.5 также внесен ряд существенных изменений.
Во-первых, п. 11 и 17 приказа были признаны утратившими силу п. 6.3.2 и 8.6.4 Положения о раскрытии информации, что автоматически отменило с 6 июля 2009 г. представление в регистрирующий орган сообщений о существенных фактах (глава 6) и сообщений о сведениях, которые могут существенно повлиять на стоимость ценных бумаг (раздел 8.6.).
Во-вторых, п. 18 приказа дополнил п. 8.7.1 подпунктом «в», обязывающим сообщать в ленте новостей об изменении адреса веб-страницы, используемой для раскрытия информации.
Ранее обязанность сообщать в ленте новостей информацию об изменении адреса страницы в сети Интернет имели только открытые акционерные общества, обязанные в соответствии с требованиями п. 5.1 Положения раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета. Теперь это обязанность всех без исключения ОАО.
Можно воспользоваться следующим шаблоном сообщения.
Сообщение об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации
1. Общие сведения.
1.1. Полное фирменное наименование эмитента (для некоммерческой организации — наименование).
1.2. Сокращенное фирменное наименование эмитента.
1.3. Место нахождения эмитента.
1.4. ОГРН эмитента.
1.5. ИНН эмитента.
1.6. Уникальный код эмитента, присвоенный регистрирующим органом.
2. Содержание сообщения.
2.1. Адрес страницы в сети Интернет, ранее использовавшийся акционерным обществом для опубликования информации.
2.2. Адрес страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации.
2.3. Дата, с которой акционерное общество обеспечивает доступ к информации, опубликованной на странице в сети Интернет по измененному адресу: дд/мм/гггг.
В-третьих, столкнувшись с тем, что подлежащая обязательному раскрытию информация на сайте общества иногда «спрятана» настолько глубоко, что ее крайне затруднительно найти, госрегулятор дополнил п. 1.6 Положения к размещению информации эмитентом в Интернете новым абзацем: «Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации».
По сути, это означает, что у эмитента есть два варианта:
1) разместить на главной странице сайта ссылку (ссылки) на все разделы сайта, содержащие информацию, обязательную для раскрытия. То есть если на главной странице есть ссылка «раскрытие информации», по которой можно попасть в раздел, где доступны для просмотра или скачивания все документы, подлежащие обязательному раскрытию, то это соответствует требованиям Положения. Допустим и такой вариант, когда одна часть подлежащей обязательному раскрытию информации находится в разделе «Учредительные документы», а другая — в разделе «Акционеру и инвестору», но ссылки на оба раздела есть на главной странице;
2) разместить на главной странице сайта ссылку на страницу, где находится ссылка (ссылки) на разделы сайта, содержащие обязательную для раскрытия информацию.
Другими словами, ФСФР России требует, чтобы лицо, заинтересованное в нахождении информации об эмитенте на интернет-сайте, попало в нужный раздел «по двум щелчкам левой кнопкой мыши».
В-четвертых, во всех пунктах и подпунктах Положения, регламентировавших сроки обеспечения информации на сайте в Интернет, период обеспечения такой доступности, ранее описываемый просто — «N лет/месяцев с даты опубликования в сети Интернет», теперь описывается иначе: «не менее N лет/месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, — с даты его опубликования в сети Интернет».
Отличие новой редакции в том, что если АО публикует какую-либо информацию в Интернете раньше истечения срока, установленного для ее публикации Положением, то период, в течение которого данная информация должна быть доступна в сети, продлевается на то количество дней, на сколько дней раньше она была опубликована.
_________________________________
[1] Официально опубликован 24 июня 2009 г., вступил в силу с 6 июля — по истечении десяти дней с даты официального опубликования (в части раскрытия информации об аффилированных лицах — с 1 июля 2009 г.).
[2] Зарегистрирован Минюстом России 07.07.2009 № 14237, вступает в силу с 31 июля 2009 г. — по истечении десяти дней с даты официального опубликования.
[3] Зарегистрирован Минюстом России в июле 2009 г., на дату написания статьи не был опубликован. В тексте приказа датой вступления в силу установлено 1 сентября 2009 г.