Торговля явно становится объектом особого внимания со стороны чиновников. Вслед за подготовкой законопроекта о госрегулировании отрасли, недавно внесенном на рассмотрение в Госдуму, Минпромторг России вплотную приступил к разработке Стратегии развития торговли до 2015 г.
Повышенный интерес государства к торговле в последнее время вполне объясним. Отрасль приобретает все большее экономическое и социальное значение, в структуре ВВП ее доля уже превысила 20%. Огромные финансовые и материальные потоки циркулируют перед глазами чиновников, зачастую не имеющих в своем распоряжении тех рычагов, с помощью которых можно эффективно управлять этим хозяйством.
Количество организаций розничной торговли на сегодняшний день составляет почти 175 тыс. Кроме того, отрасль сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого предпринимательства. Подавляющее число фирм в рознице приходится на микропредприятия (83%). На долю крупных коммерческих организаций приходится всего 4% от общего количества торговых компаний.
Среднесписочная численность работников, занятых в оптовом и розничном звене торговли, — 5,6 млн человек (11,7% от общей численности занятых в экономике).
Снижение реально располагаемых доходов населения в нынешнем году и сокращение потребительского кредитования привело к сжатию платежеспособного спроса населения, к падению объема товарооборота. Его сокращение по итогам полугодия составило 3% (см. таблицу), а концу года, согласно последней версии прогноза Минэкономразвития, составит 5,8%.
Серьезным препятствием в развитии отрасли является низкая обеспеченность торговыми площадями, что обусловливает ограничение доступа производителей потребительских товаров в торговые сети.
Пока Минпромторг реагирует на проблемы торговли, главным образом разрабатывая новые нормативно-правовые документы, центральное место среди которых занимает Федеральный закон о госрегулировании отрасли (см. «ЭЖ», 2009, № 23 и 29).
Таблица
Оборот розничной торговли
Млрд руб. |
В % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года |
предыдущему
| ||
2008 г. | |||
Январь |
942,4 |
116,8 |
75,0 |
Февраль |
962,6 |
118,6 |
101,1 |
Март |
1047,5 |
116,4 |
107,4 |
I квартал |
2952,5 |
117,2 |
87,4 |
Апрель |
1075,0 |
114,8 |
101,1 |
Май |
1113,9 |
115,2 |
102,2 |
Июнь |
1137,0 |
114,6 |
101,2 |
II квартал |
3325,9 |
114,9 |
108,4 |
1е полугодие |
6278,4 |
116,0 | |
2009 г. | |||
Январь |
1097,9 |
104,41 |
74,4 |
Февраль |
1065,5 |
98,6 |
95,4 |
Март |
1143,2 |
97,0 |
105,6 |
I квартал |
3306,6 |
99,9 |
80,31 |
Апрель |
1148,1 |
95,5 |
99,6 |
Май |
1167,5 |
94,4 |
101,0 |
Июнь |
1177,8 |
93,5 |
100,2 |
II квартал |
3493,4 |
94,4 |
102,4 |
1е полугодие |
6800,0 |
97,0 |
Источник: РОССТАТ
Следующим шагом станет разработка Стратегии развития торговли на 2010—2015 гг., проект которой сейчас зарождается в недрах министерства. Она должна решить ряд задач:
— сформулировать приоритеты и цели, стоящие перед органами законодательной и исполнительной власти для обеспечения развития отрасли,
— определить способы государственной поддержки торговли,
— обеспечить реальные возможности органам власти регионов и муниципалитетов для реализации переданных им функций по развитию потребительского рынка.
— выработать индикаторы и показатели эффективности деятельности органов власти по реализации государственной политики в сфере торговли.
Коль скоро речь зашла о приоритетах госполитики, знающим людям понятно, что до бюджетных ассигнований рукой подать. По крайней мере в большинстве отраслевых стратегий (развития авиапрома, судостроения, электроэнергетики и пр.), ранее разработанных Минпромторгом, инвестиционная составляющая явно выражена.
Кто будет определять приоритеты развития торговли, а с ними и направления движения государственных средств, не ясно. Бизнес к процессу подготовки Стратегии развития торговли пока не допустили. В Ассоциации компаний розничной торговли надеются, что в будущем их привлекут к работе над документом в рамках заседаний экспертного совета, который собираются создать в Минпромторге. В Национальной торговой ассоциации выражают робкую надежду, что проект Стратегии им представят во время форума «Торговля в России» в октябре текущего года.
Впрочем, бюджетных средств хватит лишь для поддержки узкого круга торговых организаций, всем 175 тыс. предприятий денег не хватит. Опасно, что бизнес не участвует в выработке способов государственной поддержки торговли. Ведь поддержать можно поразному. Например, увеличить пороговое значение для перехода торговых предприятий на «упрощенку» до 60 млн руб. и одновременно заставить их платить социальные взносы, что называется, по полной программе.
Минпромторг планирует создать на федеральном и региональном уровнях межведомственные экспертные органы по вопросам развития потребительского рынка. Этого явно недостаточно. Логично было бы увязать индикаторы и показатели эффективности работы властей в сфере потребительского рынка с системой социально-экономического планирования регионов и оценкой деятельности администраций субъектов Федерации и муниципалитетов. Может быть, тогда чиновники стали бы задумываться, прежде чем облагать торговые предприятия очередными поборами.