«Крестовый поход» чиновников в магазины

| статьи | печать

Торговля явно становится объектом особого внимания со стороны чиновников. Вслед за подготовкой законопроекта о госрегулировании отрасли, недавно внесенном на рассмотрение в Госдуму, Минпромторг России вплотную приступил к разработке Стратегии развития торговли до 2015 г.

Повышенный интерес государства к торговле в последнее время вполне объясним. Отрасль приобретает все большее экономическое и социальное значение, в структуре ВВП ее доля уже превысила 20%. Огромные финансовые и материальные потоки циркулируют перед глазами чиновников, зачастую не имеющих в своем распоряжении тех рычагов, с помощью которых можно эффективно управлять этим хозяйством.

Количество организаций розничной торговли на сегодняшний день составляет почти 175 тыс. Кроме того, отрасль сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого предпринимательства. Подавляющее число фирм в рознице приходится на микропредприятия (83%). На долю крупных коммерческих организаций приходится всего 4% от общего количества торговых компаний.

Среднесписочная численность работников, занятых в оптовом и розничном звене торговли, — 5,6 млн человек (11,7% от общей численности занятых в экономике).

Снижение реально располагаемых доходов населения в нынешнем году и сокращение потребительского кредитования привело к сжатию платежеспособного спроса населения, к падению объема товарооборота. Его сокращение по итогам полугодия составило 3% (см. таблицу), а концу года, согласно последней версии прогноза Минэкономразвития, составит 5,8%.

Серьезным препятствием в развитии отрасли является низкая обеспеченность торговыми площадями, что обусловливает ограничение доступа производителей потребительских товаров в торговые сети.

Пока Минпромторг реагирует на проблемы торговли, главным образом разрабатывая новые нормативно-правовые документы, центральное место среди которых занимает Федеральный закон о госрегулировании отрасли (см. «ЭЖ», 2009, № 23 и 29).

Таблица

Оборот розничной торговли

Млрд руб.

В % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему
периоду

2008 г.

Январь

942,4

116,8

75,0

Февраль

962,6

118,6

101,1

Март

1047,5

116,4

107,4

I квартал

2952,5

117,2

87,4

Апрель

1075,0

114,8

101,1

Май

1113,9

115,2

102,2

Июнь

1137,0

114,6

101,2

II квартал

3325,9

114,9

108,4

1е полугодие

6278,4

116,0

2009 г.

Январь

1097,9

104,41

74,4

Февраль

1065,5

98,6

95,4

Март

1143,2

97,0

105,6

I квартал

3306,6

99,9

80,31

Апрель

1148,1

95,5

99,6

Май

1167,5

94,4

101,0

Июнь

1177,8

93,5

100,2

II квартал

3493,4

94,4

102,4

1е полугодие

6800,0

97,0

Источник: РОССТАТ

Следующим шагом станет разработка Стратегии развития торговли на 2010—2015 гг., проект которой сейчас зарождается в недрах министерства. Она должна решить ряд задач:

— сформулировать приоритеты и цели, стоящие перед органами законодательной и исполнительной власти для обеспечения развития отрасли,

— определить способы государственной поддержки торговли,

— обеспечить реальные возможности органам власти регионов и муниципалитетов для реализации переданных им функций по развитию потребительского рынка.

— выработать индикаторы и показатели эффективности деятельности органов власти по реализации государственной политики в сфере торговли.

Коль скоро речь зашла о приоритетах госполитики, знающим людям понятно, что до бюджетных ассигнований рукой подать. По крайней мере в большинстве отраслевых стратегий (развития авиапрома, судостроения, электроэнергетики и пр.), ранее разработанных Минпромторгом, инвестиционная составляющая явно выражена.

Кто будет определять приоритеты развития торговли, а с ними и направления движения государственных средств, не ясно. Бизнес к процессу подготовки Стратегии развития торговли пока не допустили. В Ассоциации компаний розничной торговли надеются, что в будущем их привлекут к работе над документом в рамках заседаний экспертного совета, который собираются создать в Минпромторге. В Национальной торговой ассоциации выражают робкую надежду, что проект Стратегии им представят во время форума «Торговля в России» в октябре текущего года.

Впрочем, бюджетных средств хватит лишь для поддержки узкого круга торговых организаций, всем 175 тыс. предприятий денег не хватит. Опасно, что бизнес не участвует в выработке способов государственной поддержки торговли. Ведь поддержать можно поразному. Например, увеличить пороговое значение для перехода торговых предприятий на «упрощенку» до 60 млн руб. и одновременно заставить их платить социальные взносы, что называется, по полной программе.

Минпромторг планирует создать на федеральном и региональном уровнях межведомственные экспертные органы по вопросам развития потребительского рынка. Этого явно недостаточно. Логично было бы увязать индикаторы и показатели эффективности работы властей в сфере потребительского рынка с системой социально-­экономического планирования регионов и оценкой деятельности администраций субъектов Федерации и муниципалитетов. Может быть, тогда чиновники стали бы задумываться, прежде чем облагать торговые предприятия очередными поборами.