В четверг 30 июля правительство утвердило основные параметры федерального бюджета на 2010—2012 гг. Его отличают глубокая социальность (более 70% расходов), большая дефицитность (7,5% в следующем году), проедание накопленных резервов, расчет на внешние и внутренние займы.
Федеральный бюджет на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., принятый в ноябре прошлого года и скорректированный этой весной, отправлен на свалку истории. На днях Минфин России обнародовал основные параметры федерального бюджета на 2010—2012 гг. Нынешние параметры отличаются от прежних, осенних и весенних, примерно так же, как комедия от драмы. Вместо обещанного крепкого профицита планируется внушительный дефицит. Бюджетные дыры намерены заткнуть займами за рубежом и внутри страны, а еще — за счет роста акцизов, пошлин и налогов.
Гордости Алексея Кудрина — Резервному фонду вынесен смертный приговор, в ближайшие месяцы фонд прикажет долго жить. И сразу возьмутся за Фонд национального благосостояния. На первых порах его осушат втрое.
Власти признают, что обвал доходов неминуем. Несмотря на временные трудности, правительство не намерено сокращать расходы федерального бюджета. Свыше 70% расходов в следующем году пойдут на социалку, неприкосновенными останутся затраты на оборону (по большей части — на финансирование закупок вооружения), решено не сокращать расходы на подготовку саммита АТЭС (включая строительство моста на остров Русский) и Олимпиады в Сочи.
Расходные планы правительства добавляли Минфину головной боли: чем закрывать бюджетный дефицит? Теперь наконец придумали «закрывашку». Перед внесением новых бюджетных проектировок в правительство директор департамента бюджетного планирования финансового министерства Алексей Лавров поведал, как это удалось.
После восьми лет профицита в 2009 г. дефицит федерального бюджета выльется в сумму 3,617 трлн руб. (9,4% ВВП). В 2010‑м расходы перекроют доходы на 3,186 трлн (7,5%), в два последующих года — без малого 2,012 трлн (4,3%) и 1,56 трлн руб. (3%) соответственно.
Прошлой весной бюджетные проектировки уже корректировались и картина была повеселее: на этот год дефицит бюджета виделся в размере 8% ВВП, в следующие три года — 5, 3 и 1% соответственно. Но расходы, видимо, секвестированию поддаются туго. В этом году они составят 9,771 трлн (25,4% ВВП) при доходах чуть более 6,56 трлн руб. (17,1%). На 2010‑й расходы планируются в объеме более 9,8 трлн (23,2%), а доходы — менее 6,64 трлн руб. (15,7%). В 2011 и 2012 гг. — 9,36 трлн (20%) против 7,35 трлн (15,7%), 9,66 трлн (18,5%) и 8,1 трлн руб. (15,5% ВВП).
На латание бюджетных дыр будут брошены все заначки. За этот и следующий годы Резервный фонд будет исчерпан полностью (на 1 июля в нем оставалось чуть менее 2,96 трлн руб.). Основательно потрясут и Фонд национального благосостояния (2,8 трлн. руб. на начало июля): в последующие три года из него вычерпают 681 трлн, 737 трлн и 712 трлн руб. соответственно. Минфин рассчитывает, что к 2013 г. в фонде останется 940 млрд руб. Независимые эксперты настроены более пессимистично.
Но этих расходов будет недостаточно. Будем занимать. В 2010-м планируется привлечь за рубежом 17,8 млрд, в 2011‑м — почти 20,7 млрд и в 2012-м — 20 млрд долл. Еще финансовое ведомство намерено занять и на внутреннем рынке: по годам соответственно 844 млрд, 957,5 млрд и 755,4 млрд руб.
И этого мало. Планировалось поднять акцизы на табак, ввозимые подакцизные товары, повысить ставку НДПИ на газ, экспортные пошлины на нефтепродукты и газ. Укрепить бюджетные доходы должны были и поступления от управления средствами Фонда национального благосостояния и Резервного. Наконец Центробанку придется отдавать в федеральный бюджет не 50%, как сейчас, а 75% своей прибыли. По расчетам Минфина, все это должно было добавить казне в ближайшие три года 227 млрд, 279 млрд и 284 млрд руб. соответственно. Но в четверг на заседании правительства все изменилось (см. с. 2).